Remontoff23.ru

Про Ремонт
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

У англичан ружья кирпичом не чистят кто сказал

Николай Лесков «Левша»

Левша

Повесть, 1881 год; цикл «Праведники»

Язык написания: русский

  • Жанры/поджанры: Сказка/Притча
  • Общие характеристики: Социальное | Ироническое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь | Европа( Западная ) )
  • Время действия: Новое время (17-19 века)
  • Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Любой

Поездил Император земли русской Александр I по Европе, много чудес повидал. А из Англии привёз он всамделишнюю блоху, только железную Но скакала она точь-в-точь, как настоящая. Преемник Александра, Николай I, когда игрушка попала к нему в руки, сказал, что русские, дескать, и получше могут. На поиски мастера, который должен был переплюнуть англичан, отправился атаман Платов.

Впервые — «Русь», 1881, №№ 49-51, под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)».

Сам Н. С. Лесков недвусмысленно писал об этом произведении: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года (1881 г.) и левша есть лицо, мною выдуманное». (Н. С. Лесков. Собр. соч., т. 7. М., 1958, с. 501). Несмотря на это, исследователи не оставляют попыток найти исторический прообраз тульского оружейника (см.: «Вопросы истории», 1977, № 5, с. 216-219. — В. Н. Ашурков «Исторический прообраз тульского Левши»).

— антологию «Творцы», 1984 г.

— «Левша» 1964, СССР, реж: Иван Иванов-Вано

Похожие произведения:

Доступность в электронном виде:

vgi, 13 мая 2017 г.

Поразительная штука: повесть эта написана в 1881 году! Ещё раз, прописью: в одна тысяча восемьсот восемьдесят первом. То есть граф Толстой к этому времени ещё, вероятно, не успел потратить всех гонораров от первого издания «Анны Карениной», Антоша Чехонте только-только сочинил «Письмо к учёному соседу», а Алексей Пешков вообще работал посудомоем на пароходе.

При этом «Левша» звучит удивительно современно. Разумеется, уязвимая и уязвлённая национальная гордость, судьба Мастера в России и так далее — эта вообще вечные русские темы, они не устареют никогда. Но и язык, и стилистика, как это не странно, не кажутся устаревшими. Читая Толстого или Чехова, никогда не забываешь, что это было написано сто с лишним лет назад. Читая «Левшу» — забыть это можно вполне. В чём здесь секрет, я не вполне понимаю. Но читается этот шедевр на одном дыхании. Позднее что-то подобное делал Борис Шергин в своих сказках; а вообще писавших в подобном манере на удивление мало. Мне вспоминается «Повесть о капитане Копейкине», а из советского — Зощенко, хотя аналогии тут, конечно, очень отдалённые.

Лесков, как мне кажется, вообще сильно недооценённый русский писатель.

DownJ, 17 февраля 2014 г.

Это шказачно. Слова витают кругами, похожие на бабочек, стремящихся к еликтричиско лампочке:)

Реальная сказка, сказочная реальность. Лесков играет словами ловчее жонглера в цирке. А какая тонкая ирония. Вот если бы чистили дуло ружей не кирпичом, то все бы у нас было. То победили бы в Крымской войне.

Итак. Написано сие великолепие в 1881 году. Вопрос: «Изменилось что-нибудь?».

Отношение государства к своему подопечному — никак не изменилось. Как был без бумажки человек букашкой, так до сих пор и есть. Как не ценили и пускали в расход ценные кадры, так до сих пор и есть. Как почти на коленке делали свои открытия, кустарно, так до сих пор и делают. Пожалуй, изменилось только количество гениев на душу населения. Уж очень многие уехали отсюда в более «приветливые» страны. А те, кто мог бы что-нибудь сделать лежат на укушетке и грустят, и пьют кислярку.

Гений Лескова в этих прозрениях, в ироничных неологизмах, в попытке столкнуть с мертвого места эту махину, его Родину.

ааа иии, 6 февраля 2017 г.

Лакмусовая бумажка в зависимости от среды станет либо красной, либо синей.

Если попросить высказаться по «Левше» Лескова, реакция тоже очевидней очевидного.

Для одних «Левша» про судьбу ценных кадров в России, про то, как гибнет верящий в отечество талант и как это вредно для государства, если государь не знает, что англичане ружья кирпичом не чистят. Фильм и мультфильм полностью, например, на их стороне.

Другие, близкие технике или знакомые с работой «кадров» на горьком опыте, видят: самоучки испортили английскую вещь. И подписались. В тяжелых случаях добавляется знание о чистке оружия в царской и королевской армиях или «Истории винтовки» Федорова, после которого известный слоган из ноу-хау становится чем-то вроде «по встречке не ездят».

Обе точки зрения к рассказу Лескова имеют опосредованное отношение. Он-то Левшу не боготворил: «лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть, а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может».Автор — не рассказчик, у которого Твердиземное море и гуттаперчевые пилюли, не его вера в то, что «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Отношение к изощренности, искусству, науке сближает Лескова с Булгаковым, у которого если хороший человек занялся чем-то тонким, хитрить начал (придумал увеличивающий луч, органы пересадил от обезьяны, купил дом у застройщика или просто спрятал оружие) — влипнет по уши. Только у Лескова надежда на авось и небесное заступничество оправдывается — «Запечатленный ангел», «Старый гений», «Тупейный художник».

А что его рассказы до сих пор известны не только литературоведам, что скажи «левша» — и понятно, так он знал, что делает и для кого пишет. Или чувствовал — гений же.

Читайте так же:
Кирпич зола с известью

nikalexey, 30 декабря 2010 г.

К этому произведению у меня как-то сложилось двоякое впечатление. Почему-то многие считают Левшу сказкой и советуют ее прочитать (сами читают) детям. Так получилось и со мной и я сразу невзлюбил Левшу. Сюжет вроде как бы и детский — подковать блоху для развлечения. Но вот манера исполнения, написания произведения — как-то не совсем рассчитана для детей, слишком много остается непонятным и неясным, а значит скучным (опять же для детей). Поэтому и читал я Левшу впервые через силу, потому что сказали. Уже много позже понял многое из прочитанного, но вот первое впечатление так и осталось негативным.

strannik x, 1 августа 2013 г.

Интересно, что мало что изменилось с тех пор. Как наши правители равнялись на заграницу тогда, так и сейчас не видят они самого главного богатства нашей страны, человека российского.

Тот, кто подковал блоху… и продолжает это делать

Автор фото, Graham C99/Flickr

В нашем мире, где ценится всё большое — от трансатлантических авиалайнеров до банковских счетов, эти мастера предлагают иной взгляд на вещи. На очень маленькие вещи. Меньше миллиметра. Но очень красивые.

Расположенный недалеко от замка Пражского града, этот необычный музей имеет в своей экспозиции чудеса, невидимые невооруженным глазом.

Первое, что видишь, когда входишь — это микроскопы на столах. Именно они помогают разглядеть и караван верблюдов, бредущий в игольном ушке, и Эйфелеву башню на ноге у комара, и молитву «Отче наш» на человеческом волосе.

  • День левшей: ваши истории о переучивании
  • Раздетые: краткая фотоистория нижнего белья
  • Как правильно есть чешские колбаски в Праге
  • Седлецкая костница: храм сорока тысяч мертвецов

Большинство работ здесь выполнено Анатолием Коненко, который, в отличие от Левши, описанного Лесковым, родился не в Туле, а в сибирском Омске.

Коненко когда-то делал инструменты для микрохирургии, но затем обратился к жанру микроминиатюр. Мастера, подобные ему, разрабатывают собственный инструментарий для работы, требующей особой точности.

Над каждым произведением художник трудится долго — от нескольких месяцев до нескольких лет. Работа требует не только вдохновения, но и точной руки — одно неверное движение, и все пойдет насмарку.

Я продвигаюсь от одного микроскопа к другому, и вот передо мной открывается вид на 35-страничное издание рассказа Чехова «Хамелеон» — книжечку размером 0.9×0.9 мм. (Размер букв в этой книжечке — 0,07 мм — Прим. переводчика.) «Хамелеон» — одна из 200 микрокниг, созданных Анатолием Коненко.

Я с изумлением смотрю на портрет Чехова на маковом зернышке и на изображение Джона Леннона на крошечном осколке бивня мамонта. И вот под очередным микроскопом мне открывается заглавный экспонат — блоха с золотыми подковами.

За несколько недель до этого, будучи в Санкт-Петербурге, я видела плакат с изображением такой же блохи.

Поскольку я не понимаю по-русски, теперь я поначалу подумала, что это пражский музей привозил свою выставку с работами Коненко в Россию. Кто же еще занимается странным делом обувания блох?

Но вскоре я понимаю, что неправа: подковать блоху — это очень популярное занятие среди мастеров микроминиатюры.

Автор фото, Sharon McDonnell

Микроскопы помогают разглядеть и караван верблюдов, бредущий в игольном ушке, и Эйфелеву башню на ноге у комара

Тот плакат, который я видела в Петербурге, видимо, рекламировал собственный музей микроминиатюр «Русский Левша», открытый в 2006 году Международной гильдией мастеров.

Все работы (включая подкованную блоху) там выполнены Владимиром Анискиным из Новосибирска.

Тульский мастер Николай Алдунин (ныне покойный — Прим. переводчика) пошел еще дальше — у его блохи не только золотые подковы, но и золотые седло и уздечка.

В Киеве тоже есть свой музей микроминиатюр — там представлены работы украинского виртуоза Николая Сядристого, среди которых портрет балерины на вишневой косточке, микроскопическая книга стихов Тараса Шевченко, 12 страниц которой сшиты паутиной, и, конечно, собственная версия подкованной блохи.

Автор фото, Graham C99/Flickr)

Почему все мастера микроминиатюр так любят иметь дело с блохами?

Но почему все эти мастера так любят иметь дело с блохами? — удивилась я. Объяснение оказалось простым — всё идет от популярной в России и странах бывшего Советского Союза повести Николая Лескова, которую тот написал в 1881 году. Ее полное название — «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».

Сюжет сводится к соперничеству русских и английских мастеров, в котором в итоге побеждают русские.

Начинается все с того, что российскому императору, посетившему Англию, вручен подарок — стальная танцующая блоха. Царь вскоре умер, и другой государь, взошедший на престол и нашедший диковинку среди вещей покойного императора, решает доказать, что русские тоже не лыком шиты. Задача спасти национальную гордость поручена тульским мастерам-оружейникам.

Автор фото, Sharon McDonnell

В игольном ушке бредет целый караван верблюдов.

Мастеровой Левша представляет царю свой вариант блохи — с подковами, на которых красуется его, Левши, имя. Блоха, правда, не танцует, но нельзя же иметь всё сразу…

История Левши заканчивается трагически — после поездки в Англию, куда его отправил царь в благодарность за шедевр, мастер умирает в больнице для бедных (от отравления алкоголем, случившегося после того, как он пытается перепить «полшкипера» на обратном пути в Россию — Прим. переводчика).

Имя «Левша» с тех пор стало нарицательным в русском языке, обозначающим талантливого выходца из народа. По повести Лескова снимались фильмы и поставлена опера. (Слова умирающего Левши стали крылатыми: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят» — Прим. переводчика.)

Как оказалось, микроминиатюры популярны во всем мире. Например, они представлены в экспозиции Музея технологий юрского периода в Лос-Анджелесе, среди экспонатов которого — работы американского художника с армянскими корнями Акопа Сандалджяна.

Интересно, что Сандалджян (который родился в Египте и учился скрипке в Ереване) узнал об искусстве микроминиатюры в 1970-х, когда уже был признанным музыкантом и педагогом. С новым искусством его познакомил студент Московской консерватории Эдуард Казарян, сам уже известный микроминиатюрист.

Читайте так же:
Гост по полнотелому кирпичу

У англичан ружья кирпичом не чистят кто сказал

Левша. Краткий пересказ. Слушать аудиокнигу

Лесков «Левша», глава 1 – краткое содержание

После Венского конгресса царь Александр I много ездил по Европе и осматривал тамошние диковинки. Сопровождал его атаман донских казаков Платов, которому не нравилось, что Государь падок на всё иноземное. Из всех наций англичане особенно старались доказать Александру, что они превосходят русских. Тут уж Платов решил: будет он всю правду монарху в глаза говорить, но русских людей не выдаст!

Лесков «Левша», глава 2 – краткое содержание

Как раз на следующий день поехали Государь с Платовым в кунсткамеру – пребольшое здание, со статуей «Аболона полведерского» в середине. Англичане стали показывать разные военные удивления: буреметры, мерблюзьи мантоны, смолевые непромокабли. Александр на всё это дивился, а Платов лицо отворотил и сказал, что его донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

В конце показали англичане царю пистолю неподражаемого мастерства, которую один их адмирал выдернул из-за пояса у разбойничьего атамана. Кто сделал пистолю, они и сами не знали. Но Платов покопался в своих больших шароварах, вытащил оттуда отвёртку, повернул ей – и вынул у пистоли замок. А на нём стояла русская надпись: сделал Иван Москвин во граде Туле.

Англичане страшно сконфузились.

Лесков «Левша», глава 3 – краткое содержание

На следующий день Александр с Платовым поехал в новые кунсткамеры. Англичане, решив утереть нос Платову, поднесли там Государю поднос. Был он как будто пуст, но на самом деле лежала сверху маленькая, как сориночка, механическая блоха. Через «мелкоскоп» Александр Павлович рассмотрел рядом с блохой ключик. На пузе у блохи была заводная дырка. После семи оборотов ключа в ней стала блоха танцевать «кавриль».

За эту блоху Государь тут же велел английским мастерам миллион дать и сказал им: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

На обратном пути с царём в Россию Платов больше молчал и только выпивал с досады на каждой станции квасной стакан водки, закусывал солёным бараночком и курил свою трубку, куда входил сразу целый фунт табаку Жукова.

Лесков «Левша», глава 4 – краткое содержание

Александр I вскоре умер в Таганроге, и на русский трон вступил его брат Николай. Вскоре нашёл он среди вещей Александра бриллиантовый орех, а в нём – диковинную металлическую блоху. Никто во дворце не мог сказать, для чего она служит, пока не узнал об этом недоумении атаман Платов. Он явился к новому Государю и рассказал ему, что было в Англии.

Блоху завели, и пошла она прыгать. Платов сказал, что это – работа тонкая, но наши тульские мастера наверняка смогут это изделие превзойти.

Николай Павлович от брата отличался тем, что был в своих русских людях очень уверен и никакому иностранцу уступать не любил. Поручил он Платову ехать к казакам на Дон, а по пути завернуть в Тулу и показать английскую «нимфозорию» тамошним умельцам.

Лесков «Левша», глава 5 – краткое содержание

Приехал Платов в Тулу и показал блоху местным оружейникам. Туляки сказали, что аглицкая нация довольно хитрая, но взяться против неё с Божьим благословением можно.

Посоветовали они атаману пока на Дон ехать, а на обратном пути опять завернуть в Тулу, обещая к тому времени что-нибудь «государеву великолепию достойное представить».

Лесков «Левша», глава 6 – краткое содержание

Блоха осталась у трёх самых искусных тульских оружейников – из них один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. Эти оружейники, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда съестного и ушли куда-то из города. Иные подумали, что мастера набахвалили перед Платовым, а потом струсили и сбежали, унеся и бриллиантовый орех, бывший футляром для блохи. Однако такое предположение было совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.

Лесков «Левша», глава 7 – краткое содержание

Трое мастеров пошли в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться тамошней иконе Николая Угодника. Отслужив у ней молебен, оружейники вернулись в Тулу, заперлись в домике у Левши и принялись за дело в ужасном секрете.

Слышно было из дому только потюкивание молоточков. Все горожане любопытствовали, что же там делается, но искусники ни на какой спрос не отпирались. Пытались к ним проникнуть, делая вид, будто пришли попросить огня или соли, пробовали их даже пугать, что по соседству дом горит. Но Левша лишь высунул свою щипаную голову из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда».

Лесков «Левша», глава 8 – краткое содержание

Атаман Платов возвращался с юга в большой поспешности. Доскакал он до Тулы и, не выходя из коляски, отправил казаков за мастерами, которые должны были англичан посрамить.

Лесков «Левша», глава 9 – краткое содержание

Казаки Платова, добежав до дома Левши, стали стучать, но им не открыли. Рванули они болты у ставень, но те были очень крепкие. Тогда казаки взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровлю – да всю крышу с домика сразу и своротили. А мастера закричали оттуда, что уже последний гвоздик заколачивают, а потом работу сразу и вынесут.

Стали казаки их торопить. Туляки отослали казаков к атаману, а сами побежали вслед, на ходу крючки в кафтанах застегивая. Левша нёс в руке царскую шкатулку с аглицкой стальной блохой.

Лесков «Левша», глава 10 – краткое содержание

Прибежали оружейники к Платову. Он открыл шкатулку и увидел: лежит там блоха, какая и была. Рассерчал атаман и стал туляков ругать. Но они сказали: пусть он их работу к Государю везёт – тот увидит, стоит ли ему своих русских людей стыдиться.

Читайте так же:
Анкерные болты для кирпича вес

Боялся Платов, что мастера блоху испортили. Крикнул он, что одного из них, подлецов, с собой в Петербург возьмёт. Схватил атаман за шиворот косого Левшу, бросил в ноги к себе в коляску и помчал с собой, даже без «тугамента» (документа).

Сразу по приезде Платов надел ордена и пошёл к царю, а Левшу велел казакам при подъезде дворца караулить.

Лесков «Левша», глава 11 – краткое содержание

Войдя во дворец, Платов шкатулку с блохой поставил за печку и решил Государю о ней ничего не говорить. Но Николай Павлович ни о чем не забывал и спросил Платова: что же тульские мастера? Оправдали они себя против аглицкой нимфозории?

Платов ответил, что туляки ничего сделать не смогли. Но Государь этому не поверил и велел подать шкатулку, говоря: я знаю, что мои меня не могут обманывать!

Лесков «Левша», глава 12 – краткое содержание

Когда блоху ключиком завели, она лишь усами зашевелила, а кадриль танцевать не могла.

Платов от гнева даже позеленел. Выбежал он в подъезд и стал Левшу за волосы трепать, ругая его за то, что редкостную вещь испортил. Но Левша сказал: ничего он с товарищами не испортил, а на блоху надо в самый сильный мелкоскоп посмотреть.

Лесков «Левша», глава 13 – краткое содержание

Повели Левшу к Государю – прямо, в чём был: одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, а шиворот разорван. Левша поклонился, а Николай Павлович спросил у него: что они в Туле с блохой сделали. Объяснил Левша, что у блохи надо под мелкоскопом рассмотреть всякую пяточку, которой она ступает. Государь как только на блошиную пятку глянул, так весь и просиял – взял Левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, объявив придворным:

– Я знал, что мои русские меня не обманут. Глядите: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!

Лесков «Левша», глава 14 – краткое содержание

Все придворные дивились, а Левша пояснил: если бы был лучше мелкоскоп, то ещё бы увидели, что на каждой блошиной подковинке имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал. Одного только имени Левши там не было, потому что он мельче работал: гвоздики для подков выковывал. Поинтересовался Государь, как же туляки эту работу без мелкоскопа делали. А Левша сказал: по бедности мы мелкоскопа не имеем, но у нас и так глаз пристрелявши.

Атаман Платов у Левши прощения попросил, что за волосы его драл, и дал оружейнику сто рублей. А Николай Павлович приказал подкованную блоху обратно в Англию препроводить и послать вместе с курьером Левшу, чтобы знали англичане, какие у нас в Туле мастера есть. Обмыли Левшу в банях, одели в кафтан с придворного певчего и повезли за границу.

Лесков «Левша», глава 15 – краткое содержание

Рассмотрели англичане блоху в самый сильный мелкоскоп – и сейчас же в сейчас в «публицейских» ведомостях восторженный «клеветон» про неё написали. Три дня англичане Левшу вином накачивали, а потом спросили, где он учился и до каких пор арифметику знает?

Левша ответил, что арифметики он не знает нимало, а вся наука его – по Псалтырю да по Полусоннику. В науках, говорит, мы не зашлись, зато своему отечеству верно преданные.

Тогда стали зазывать туляка в Англии остаться, обещая ему большую образованность передать. Но Левша не хотел принять ихней веры, говоря: «наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее». Англичане обещали его женить и уже хотели делать Левше «грандеву» со своей девицей. Но Левша сказал, что раз он к чужой нацыи обстоятельного намерения не чувствует, то зачем девушек морочить?

Лесков «Левша», глава 16 – краткое содержание

Стали англичане Левшу по своим заводам водить. Хозяйственные порядки их ему очень нравились: всякий работник у них постоянно в сытости, одет в тужурный жилет, работает не с бойлом, а с обучением. Перед каждым на виду висит долбица умножения, и он по ней подсчёты делает.

Но сильнее всего разглядывал Левша старые ружья. Совал он им палец в дуло, водил там по стенкам, вздыхал и удивлялся, что русские генералы в Англии так никогда не делали.

Потом затосковал Левша и сказал, что домой хочет. Посадили его англичане на корабль, и пошёл тот в «Твердиземное» море. На осенний путь дали Левше в Англии байковое пальто с ветряной нахлобучкою на голову. Он в нём на палубе сидел, смотрел вдаль и всё спрашивал: «Где наша Россия?»

На корабле сдружился Левша с одним английским полшкипером. Стали они вместе водку пить и заключили «аглицкое парей» (пари): если выпивает один, то непременно и другой, и кто кого перепьет, того и горка.

Лесков «Левша», глава 17 – краткое содержание

Пили они так до рижского Динаминде – и дошли до того, что оба увидели, как из моря чёрт лезет. Только полшкипер видел черта рыжего, а Левша – тёмного, как чернокожий африканец. Полшкипер взял Левшу на закорки и понёс за борт бросать, говоря: чёрт сразу тебя мне обратно подаст. На корабле это увидали, и капитан велел их обоих вниз запереть, но только горячего студингу им не подавать, потому что у них в нутре может спирт загореться.

Довезли их до Петербурга, тут расклали на разные повозки и повезли англичанина в посланнический дом, а Левшу – в полицейский участок.

Читайте так же:
Кирпич сырец для печи

Иллюстрация Н. Кузьмина к сказу Н. С. Лескова

Лесков «Левша», глава 18 – краткое содержание

К англичанину в посольском доме сразу позвали лекаря и аптекаря. Посадили его в тёплую ванну, дали ему гуттаперчевую пилюлю, а потом положили под перину и шубу. Левшу же свалили в участке на пол, обыскали, забрали часы и деньги, которые дали англичане, а потом непокрытого по холоду повезли на извозчике в больницу. Но так как «тугамента» (документа) у него не было, то ни одна больница его не приняла. Таскали Левшу до утра по всем отдаленным кривопуткам – и наконец доставили в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают. Посадили там на пол в коридоре.

А англицкий полшкипер на другой день встал, как ни в чём не бывало, курицу с рысью (рисом) съел и побежал искать своего русского камрада Левшу.

Лесков «Левша», глава 19 – краткое содержание

Полшкипер скоро Левшу нашел. Тот так и лежал на полу в коридоре. Англичанин побежал к графу Клейнмихелю и зашумел:

– Разве так можно! У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.

Англичанина за рассуждение о душе человечкиной сразу вон выперли. Посоветовали ему сбегать к атаману Платову, но тот сказал, что теперь уж получил отставку. Добился наконец полшкипер, чтобы послали к Левше доктора Мартын-Сольского. Но когда он приехал, Левша уже кончался, лишь выговорив напоследок:

– Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.

И с этою верностью Левша перекрестился и помер. Доктор передал его слова графу Чернышеву, однако тот сказал, чтобы он в военные дела не мешался. Чистка кирпичом так и продолжалась до самой Крымской кампании. А доведи слова Левши в свое время до государя, – в Крыму на войне совсем бы другой оборот был.

Лесков «Левша», глава 20 – краткое содержание

Лесков заключает свою повесть словами, что народный миф о Левше метко и верно передаёт дух минувшей эпохи. В век машин подобные умельцы перевелись даже в Туле. Однако не умирает вдохновенный мастеровой эпос – и притом с очень «человечкиной душой».

Новости. Омск

священник, театральный критик

От Левши до Анатолия Коненко – дистанция огромного размера

Стало обычным делом называть Анатолия Ивановича «современным Левшой», «сибирским Левшой», «омским Левшой» и тому подобными, казалось бы, лестными прозвищами. Насколько это соответствует действительности?

Обратимся к сочинению Николая Семеновича Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)», опубликованному в 1881 г. Многие считают, что это исторический очерк, поскольку там действительно есть крупные исторические фигуры, такие как император Александр I, граф, атаман донских казаков, генерал от кавалерии, знаменитый участник Отечественной войны 1812 г. Матвей Иванович Платов и другие. Однако реального Левши не существовало. Об этом недвусмысленно писал сам Н.С. Лесков: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года» (СС, т. 7, М.,1958, с. 501). Исследователи к тому же не смогли найти его исторический прообраз. Итак, Левши не было, а, значит, не было блохи, и никто ее не подковывал, пока об этом не позаботился Анатолий Коненко по многочисленным просьбам поклонников. На Руси, конечно, всегда были талантливые изобретатели и Левша лишь их обобщенный образ, но с блохами они дел не имели.

Реальные блохи, конечно, были, есть они и сегодня у определенного контингента людей, но заводной английской игрушки не было еще и потому, что изготовить танцующую механическую блоху в натуральную величину невозможно даже и сегодня, в эпоху нанотехнологий.

Предположим тем не менее, что всё в рассказе Н.С. Лескова голая правда, оценим мастерство косого Левши и сравним его с возможностями и достижениями нашего современника Анатолия Коненко. Итак, атаман Платов вручил Левше с товарищами механическую английскую блоху, у которой «в пузичке заводная дырка», в которой семь раз повернуть ключиком, и она пойдет «дансе танцевать» и усиками водить. Он дал им задание переплюнуть англичан, утереть им нос, посрамить, предложив сделать нечто более удивительное. И что же? Через две недели они вручили ему ту же самую блоху, но подкованную.

Рассказ Лескова стали истолковывать так, будто мастерство косого Левши оказалось выше, чем у английских мастеров, но так ли это? Во-первых, блоха перестала танцевать, потому что подковы оказались для неё слишком тяжелыми, и она «лежала смирно, как коченелая». Во-вторых, если учесть, что у той блохи был заводной механизм, то детали его, наверняка, мельче, чем русские подковы, из-за которых блоха и протянула ноги.

Образ Левши льстит самолюбию русских, но давайте трезво переоценим сочинение Н.С. Лескова. России и без этого есть чем гордиться: Ползунов изобрел паровоз, Юрий Гагарин первый полетел в космос, Анатолий Коненко подковал реальную блоху, которая, возможно, станцевала бы, если дожила до окончания работ, но работа продолжалась 7,5 лет, что превышает длительность жизни насекомого.

История с блохой Лескова нереальна во всех отношениях. Вот, например, как осуществлялся у него технологический процесс: «Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют – неизвестно». Зачем ставни-то закрывать, что они могли изготовить в темноте и без микроскопа? Похоже, замечательный писатель Лесков прекрасно разбирался в человеческих душах, но был совершенно лишен представления о технике, т.к. нет здесь ни малейшего правдоподобия. Рассказ этот всего лишь сказка.

Читайте так же:
Для чего применяют пустотелый кирпич

Однако не всё так безнадежно. Левша полюбился русскому народу, хотя сам он изготовил только гвоздики и прибил подковы. Нет ни малейшего смысла развенчивать это предание. Какой бы незатейливой не была фантазия Н.С. Лескова, но она подвигла творческих людей на новые свершения. Одним из таких и оказался художник-микроминиатюрист Анатолий Коненко, ныне широко известный в мире, в том числе и через Книгу рекордов Гиннесса. Его работы находятся в престижных государственных музеях и частных коллекциях в России, Германии, Австрии, Чехии, Канады, США, Франции, Дании, Испании, Китая, Японии. Он входит в тройку самых талантливых микроминиатюристов в мире.

Косой Левша не может идти в сравнение с Анатолием Коненко, потому что Анатолий Иванович вооружен мощным интеллектом, имеет завидное образование, зоркий глаз, твердую руку, современные микроскопы и, что немаловажно, крепкий семейный тыл. Бедняга Левша, как обидно за него: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» и не было у него никакой семьи. Возвращаясь на корабле из Лондона, куда он отвозил блоху, он так напился со шкипером, что «когда один, глянув в море, увидал, как из воды черт лезет, так сейчас то же самое и другому объявилось. Только шкипер видит черта рыжего, а Левша говорит, будто он темен, как мурин.

Левша говорит:
– Перекрестись и отворотись – это черт из пучины.
А англичанин говорит:
– Хочешь я тебя в море швырну? Ты не бойся – он мне тебя сейчас назад подаст.
А Левша отвечает:
– Если так, то швыряй.
Шкипер взял его на закорки и понес к борту. Матросы это увидали, остановили их и доложили капитану, а тот велел их обоих вниз запереть».

Короче говоря, по прибытии в Санкт-Петербург Левша скончался от белой горячки.

От Левши до Анатолия Коненко – дистанция огромного размера. Анатолий Иванович всё знает и всё умеет: пишет картины и иконы, своими руками издает микро- и миниатюрные книги, создает микрокопии объектов архитектуры, холодного и огнестрельного оружия и всевозможной утвари; изготавливает ювелирные изделия, работает на токарном станке, самим же изготовленном; гравирует по металлу и любому другому материалу, вяжет невидимые глазу нити; делает чудеса с препарированными насекомыми так, что Бог только не дает ему способности оживить их, чтобы он не возгордился. Он изготовил самые маленькие в мире книги, самый маленький в мире мангал, на котором может жарить шашлыки, самый маленький аквариум, в котором плавают самые маленькие в мире рыбки, выписанные откуда-то из-за границы.

Особенно много микрокопий произведений живописи в соответствующем антураже, их здесь целый музей: К. Брюлов, А. Венецианов, В. Боровиковский, Н. Аргунов, В. Перов, П.Федотов, В. Васнецов, А. Иванов, И. Глазунов, М. Врубель, В. Серов, а также Сальвадор Дали, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Питер Рубенс и это еще не всё.

Нет такого материала, который бы он не смог использовать в своем искусстве: золото и серебро, драгоценные камни, бивни мамонта и стекло, дерево и кожу, косточки плодовых (персика, абрикоса, грецкого и кедрового орехов), семена огородных (мак) и зерновых культур (рис, овёс), человеческий волос и лепестки роз…

Творчество Анатолия Коненко многообразно, но оно отличается тем не менее художественным и эстетическим единством. Его творениям свойственны безупречный вкус, изящество, безукоризненность пропорций объемных композиций и плоских изображений. Они настолько ласкают взгляд утончённым дизайном, что достойны вниманию даже первых лиц мира сего.

Оригинальны композиции его шедевров (кузнечик со скрипкой, автомобили на срезе макового зернышка, церковь из человеческого волоса…). Эйфелева башня, уменьшенная в сто тысяч раз, на усике комара размером 3,2 мм, мне кажется более уникальной и остроумной, чем подкованная блоха. Возможно, она могла бы затронуть самолюбие французов (как герой Лескова – англичан), но, впрочем, они хранят эту композицию в одном из своих музеев.

Искусство Анатолия Коненко окрашено мягким душевным юмором («Жук-каторжник», «Кузнечик-депутат», «Тройка комаров», «Не делай из мухи слона», «Муха-Цокотуха»), его произведения, как и музыка, не требуют перевода, они понятны в каждой стране. Не довлеет над ним никакая идеология, он свободен и раскован в своих поисках истины и красоты, интернационален в лучшем значении этого слова. В его композициях можно увидеть изображение Богоматери, Христа и буддийского божества (Анатолий – значит восточный), сюжеты древнеславянские, изображения Пушкина и Шекспира, Николо Паганини и основателя борьбы дзюдо, Анны Ахматовой и многих других выдающихся деятелей культуры.

Зачем Н.С. Лесков сделал своего мастера-оружейника косым, левшой, с выдранными волосами, да еще и выпивохой? Зачем лишил его даже имени, дав только прозвище? Ведь левша – это всего лишь человек, пользующийся преимущественно левой рукой. Наверное, для того чтобы показать, что если такой русский способен делать чудеса, то остальные, нормальные – тем более. Таким и случилось быть Анатолию Коненко, который замечательно дополняет «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Не нам упрекать Левшу, оказавшегося жертвой хмельной стихии и обстоятельств. Он останется символом удивительного искусства народных умельцев, воплощением природного русского трудолюбия, терпения и добродушия. Кабы не было у нас таких предков, не состоялся бы и такой потомок, как А.И. Коненко, которому передалось от них самое главное и ценное: талант, вдохновение, страсть к изобретению и творчеству, патриотизм.

Анатолий Коненко, однако, превзошел своего литературного предтечу, талантливого самородка и не только в силу изменившихся условий жизни, но и благодаря своим личным способностям. На таких, как он, сбывается еще один, гоголевский символ России – Птица-тройка, которой уступают дорогу другие народы и государства, удивляясь его дару Божию и храня его искусство в своих музеях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector