Remontoff23.ru

Про Ремонт
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Немецкий кирпич с клеймом

Немецкий кирпич с клеймом

Огнеупорный кирпич с клеймом «KULMIZ» производился на заводе, принадлежавшем Карлу Фредерику фон Кулмицу (1809-1874) , подданному Германии. Завод располагался на территории нынешней Польши недалеко от Вроцлава (нем. Бреслау) в местечке Zarow ( Saarau ). Завод в Саарау был открыт К.Кулмицем в середине XIX века, а после его кончины перешел к компании “Vereinigte Schamottefabriken Vorm . Kulmiz (“(“ В 1920-х годах завод слился с другим немецким заводом DidierWerkeAG, также выпускавшем огнеупорные кирпичи (клеймо «DIDIER«). После второй мировой войны завод отошел к Польше и стал частью польской компании Zarowskie Zaklady Materialow Ogniotrwalych.

На некоторых кирпичах на тычке расположено дополнительное клеймо в виде буквы, что является весьма редким для шамотных кирпичей.й.

На кирпиче обозначено клеймо » DIDIER » по фамилии основателя кирпичного завода Фридриха Дидье (Friedrich Didier) . Завод Chamottefabrik F.Didier был открыт в 1834г. в местечке Поджучи (Podjuchy) , ныне находящейся на территории Польши. Ранее это место, примыкающее к городу Щецин, носило немецкое название Stettin-Podejuch . Данный завод был одним из первых в Европе, который начал производить огнеупорные кирпичи. В 1932г. компания стала официально именоваться Didier-Werke AG ( теперь входит в концерн RHI ). Известно также двухстрочное клеймо EXCELSIOR DIDIER .

Продукт известнейшего немецкого завода «Аннаверк» в районе Реденталь Верхней Саксонии в округе Oeslau (Кобург), основанного Джозефом Рудольфом Гейтом ( J oseph Rudolph Geith) в 1867 году и названного в 1868 году по имени его жены Анны. После кончины Гейта в 1884 году его вторая жена и сыновья взяли в управление завод, изменив его название на Thonwaarenfabrik. Производство, вошедшее ныне в концерн «Saint-Gobain Industrial Ceramics» , существует и поныне.

http://de.wikipedia.org/wiki/Annawerk_(Rödental)

Как следует из рекламного проспекта, помещенного в немецкое издание 1912 года, посвященное производителям фарфоровых, стеклянных и шамотных изделий, это кирпич произведен на заводе Г.Люткен-Боргманна (G.Luetgen-Borgmann) на заводе в городе Кельн-на-Рейне. Производство было основано в 1865 году.

Кирпич с клеймом «DOLIT» найден на территории Выборгской губернии, однако принадлежит к заводу шамотного кирпича «Weserhütte» в городе Хамельн (Hameln) в Нижней Саксонии. Кирпичное производство было основано в 1909 году как дополнительное к многопрофильному концерну «Везерхютте», включавшему металлургический завод, производство печного оборудования и сельхозтехники.

Имеется предположение, что клеймо на кирпиче, совпадающее с названием реки, протекающей в северном направлении в центре Германии, может быть отнесено к продукции завода Hagemeister Gmbh & Co Kg Ziegelwerk. Дело в том, что основанное в 1938 году в г.Ноттульн ( Nottuln) земл и Северный Рейн — Вестфалия предприятие выпускает до настоящего времени большую коллекцию клинкерного кирпича и керамических изделий именно под такой маркой WESER. Кирпич был найден на территории, ранее входившей в состав Финляндии.

Надпись на кирпиче BIEBRICH означает место его производства — это район г.Висбадена в графстве Гессе в Германии. В 1900-х годах в связи со строительным бумом в районе Висбадена и Бибриха функционировало 26 кирпичных заводов. К сожалению, дополнительные буквы RHD на клейме, которые могут указывать на конкретного производителя, пока расшифровать не удалось. Кирпич был найден на территории, ранее входившей в состав Финляндии.

Данные экземпляры являются продукцией завода Siegersdorfer Werke в округе Bunzlau , основанного в 1870 году и относящегося в настоящее время к территории Польши. В 1874 году завод у акционеров компании выкупил Фридрих Хоффман (Friedrich Hoffmann). В 1894 году он снова привлек акционеров и руководил заводом до 1900 года, а после его смерти завод еще функционировал до конца II Мировой войны.

Поскольку данное клеймо встречается также совместно с надписью » COLDITZ «, то его можно отнести к керамическому производству в небольшом городке Кольдиц около г.Лейпцига в Саксонии. Еще в 1804 году там было организовано производство Томсбергером и Хеманном (Thomsberger & Hermann). Данный кирпич скорее всего произведен в начале XX века. Любопытно, что «айсшток» означает спортивный снаряд для немецкой игры, аналогичной своременному керлингу.

Читайте так же:
Как замерить куб кирпича

Сокращение «PIV» соответствует аббревиатуре «Pommersche Industrie-Verein auf Actien» , а именно «Промышленная ассоциация на акционерных паях в Померании«. Владельцем компании с 1872 года был Йоханес Кюсторп ( Johannes Quistorp ). Ему принадлежал кирпичный завод в Берндсхофе и завод огнеупорного кирпича около г.Штеттин (Щецин) в Померании.

кирпич с клеймом.

Автор: сергиеч ,
23.06.2018 20:07 в Предметы быта

Рекомендованные сообщения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Новые сообщения в темах

Я копаю вот так! 1 2 3 4 5

Автор: ДокНик , 14.11.2020 10:30 в Отчеты с копа

  • 111 ответов
  • 6 104 просмотра
  • ДокНик
  • 07.10.2021 04:35
  • Георгиевский крест 4 степени. №169167 и медаль бронза 300 лет Романовых
    • 16 ответов
    • 261 просмотр
    • vf100
    • 07.10.2021 04:02
  • Тема обо всем, и особенно, об поныть и пожалиться дабы 1 2 3 4 542

    Автор: Хорст , 06.05.2018 16:03 в Флудилка

    • 13 526 ответов
    • 311 273 просмотра
    • Глюк
    • 07.10.2021 03:37
  • Кистень. Оценка. 1 2

    Автор: DimaU1981, 04.10.2021 16:11 в Военные находки

    • 30 ответов
    • 672 просмотра
    • Sega88
    • 07.10.2021 02:59
  • Фондовый рынок ценных бумаг. Путь к финансовой независимости. 1 2 3 4 70

    Автор: Дмитрий777, 11.10.2019 17:53 в Хобби и увлечения

    • 1 737 ответов
    • 58 624 просмотра
    • ОлегОН
    • 07.10.2021 02:51
  • Поиск по Саратовской области 1 2 3 4 1962

    Автор: evg7408, 22.11.2010 10:39 в Совместный поиск кладов

    • 49 026 ответов
    • 1 877 128 просмотров
    • Strelok1221
    • 07.10.2021 01:51
  • Похожие темы

    Кирпич
    • 8 Сообщений
    • 340 Просмотров
    • Валерий Ган
    • 14.08.2021 17:08
  • На территории города Луганск нашли вот такой кирпич.
    • 7 Сообщений
    • 558 Просмотров
    • Юлия13
    • 02.08.2021 19:37
  • Кирпич с царским орлом. Атрибуция
    • 3 Сообщений
    • 242 Просмотров
    • Алекс436
    • 09.02.2021 08:27
  • Джип чероки кирпич
    • 60 Сообщений
    • 5115 Просмотров
    • Рэд
    • 05.07.2019 02:55
  • С Днём Рождения «кирпич».
    • 3 Сообщений
    • 370 Просмотров
    • vladimir2204
    • 21.01.2019 15:15
  • Сейчас на странице 0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

    Старинный кирпич с клеймами

    Старинный кирпич сегодня в моде. Всё большую популярность приобретает декорирование лицевых стенок каминов, печей, помещений кафе или ресторанов с помощью старинных кирпичей. Особую атмосферу интерьеру придает открытая кирпичная кладка с отпечатками клейм заводов-изготовителей. А много ли мы знаем о том, что означают эти загадочные надписи? Какие тайны скрыты от нас более чем столетней историей?

    Старинный кирпич в эпоху Ивана Грозного

    Первые надписи на кирпичах, зафиксированные археологами, относятся еще к I веку до н.э. Тогда при строительстве Вавилона на сотнях тысячах кирпичией ставились клейма египетского царя Навуходоносора. Впоследствии, уже в I веке н.э., обнаруживаются клейма римских легионеров. На них иногда указывалась дата изготовления кирпича. Первые упоминания об организации кирпичного дела на Руси приходятся на период правления Ивана Грозного. Тогда в 1584 году был учреждён «Каменный приказ». Ему были подчинены и «Государевы дворцовые сараи» – казенные кирпичные заводы, выпускавшие кирпич для царских палат. При Борисе Годунове появляются и первые клейма. Это контурные изображения единорога и двуглавого орла, выполненные на тычковой стороне кирпича.

    Старинный кирпич в эпоху Петра I

    В 1713 году Петр I разрешил «кирпич делать и продавать всяких чинов людям повольно». Но настоящее освоение кирпичного дела в России частными заводами началось лишь с 1741 года. В те времена клеймение не являлось обязательной процедурой при производстве кирпича. Однако история сохранила для нас всевозможные варианты древних клейм. Они подробно описаны известным ученым Киселёвым. А ещё так называемые «счётные метки» в виде точек и штрихов, которые ставились на кирпич мастером для удобства подсчета произведенной продукции.

    Клеймо как контроль качества

    Обязательное «выжимание клейма на сырце при формировании его или в процессе сушки» было закреплено указом от 24.01.1847 года в «Правилах о единообразной и прочной выделки кирпича». По этим правилам на каждом (!) кирпиче должно быть непременно помещено клеймо завода для обозначения производителя. Это делалось на случай, если во время строительства или с течением времени будет обнаружен некачественный кирпич. Тогда недобросовестный поставщик мог быть привлечен к ответственности. Прошли десятилетия. И кирпичное клеймо, первоначально предназначавшееся для того, чтобы «было с кого спросить», пережило промышленную революцию и многочисленные этапы развития торговли и ведения бизнеса. Оно превратилось к началу XX века в мощное средство рекламы своего товара и получения прибыли производителями. Но сохранило при этом свою первоначальную функцию. Обычная малоприметная метка завода стала отличительным товарным знаком, привлекающим к нему внимание покупателей и гарантирующим его качество.

    Читайте так же:
    Кирпичи керамические f морозостойкость

    Петербургский старинный кирпич

    Проследим основные особенности эволюции кирпичных клейм и их разновидности на примере кирпичей, произведенных в Санкт-Петербургской губернии и ее окрестностях в середине XIX – начале XX века.

    От ручного оттиска к матрице

    Первоначально клеймо наносилось на сырец после формовки вручную путем оттиска деревянным или металлическим штампом. Для таких клейм характерна нерегулярность нанесения, неравномерная глубина оттиска и произвольное расположение на постели. С развитием производства клейма стали наносить в помощью специальной формы – металлической или керамической матрицы, прикреплявшейся к дну формы или формовочного стола. Этим обеспечивалась симметричность расположения клейма на постели, равномерность глубины оттиска и клеймение всех без исключения кирпичей в партии.

    Старинный кирпич как визитная карточка

    С течением времени форма менялась, наполняясь всевозможными причудливыми видами ажурных рамок и дополнительной информацией о производителе и заводе. Что же изображалось на клейме? Зачастую это были просто двух- или трехбуквенные инициалы владельца, либо его фамилия, либо название завода. На клейме могло быть указано местоположение завода или местности, год основания или отличительный символ. Поскольку петербургские заводы располагались в большом количестве вблизи водных путей, что облегчало транспортировку кирпича к месту строительства, на клеймах можно встретить основные географические названия петербургских рек.

    Разнообразные рамки

    Что касается рамок, то встречаются как обычные прямоугольные, так и с полукружьем, в котором указывался номер, присвоенный мастеру, отвечавшему за выпуск данной партии. Ввиду большой текучести кадров и сезонности работы на некоторых кирпичных заводах такие номера доходили до трёхзначных цифр. Особо отметим свойственные началу XX века фигурные рамки, необычные круглые рамки.

    От прописного к печатному шрифту

    В середине XIX века нередко использовался прописной шрифт, на смену которого для обозначения полных фамилий пришел строгий печатный. Отметим оригинальное использование всего размера постели для полного воспроизведения своей фамилии на клейме А.Богдановича. Все символы клейм были вдавлены в постель. А выпуклые клейма встречаются чрезвычайно редко, например завода «Савикко» И. Н. Салтыкова недалеко от ст. Кирилловское, ранее располагавшегося на территории Великого Княжества Финляндского, или ранние клейма завода М. Иванова.

    Находка для коллекционера

    Матрица с клеймом в процессе нанесения нередко забивалась сырцом. Это при ненадлежащей чистке приводило к разнообразным дефектам оттиска клейма. Наиболее характерными последствиями этого являлось «усекновение» фамилии на клейме («Лени» вместо полной фамилии «Ленинъ») или пропуск букв. Наряду с такими дефектами существовали и откровенные ошибки изготовления самих матриц. Они были связаны с неправильным изображением букв, от чего надпись приобретала вид зеркально отраженной.

    Пробел в систематизации

    До сих пор существует огромный пробел в упорядоченной каталогизации и атрибуции клейм кирпичных заводов, существовавших в России. Это обусловлено большим количеством мелких заводов и индивидуальных ремесленников. И частой сменой их владельцев и относительно коротким «временем жизни» (1-2 года) подобных производств. В результате, за исключением крупных уездных и волостных производителей, наблюдается определенная скудность информационных материалов в справочной литературе, посвященной фабрично-заводской промышленности России XIX – начала XX века. Некоторым подспорьем служат издававшиеся ежегодно «Адрес-календари» и «Памятные книжки» губерний России, однако сведения о владельцах заводов публиковались там крайне нерегулярно.

    Следует отметить, что клейма на кирпичах в Санкт-Петербургской губернии в подавляющем большинстве случаев наносились именно на постели, в то время как, например, в Московской губернии преобладают клейма, расположенные на тычке или ложке.

    Из жизни кирпичных заводов

    В заключение приведём интересную и поучительную историю, связанную с производством кирпича.

    Неудавшийся бизнес-проект

    В последней трети XIX века простой и практичный способ отделки фасадов кирпичом в северной столице пришёл на смену непрочной и недолговечной штукатурке. Члены Императорского Общества архитекторов Резанов, Шретер и Китнер оказались талантливыми дизайнерами и весьма предприимчивыми людьми. Они посчитали, что пропагандируемый ими «кирпичный стиль построек представляет во всех отношениях немалую выгоду, так как кирпичная кладка в петербургском климате обладает большей прочностью, а на возведение строения требуется меньше времени». И в 1853 году основали «Товарищество обработки строительных материалов» для усовершенствования технологии изготовления кирпича (клеймо «Т.О.С.М.»).

    Читайте так же:
    Сайдинг виниловый как кирпич

    Действительно, зарабатывать не только на проектировании зданий, но и на поставках подрядчикам строительства этих зданий рекомендованного строительного материала казалось весьма привлекательным делом. Однако, предприниматели не учли одной российской реалии. Индустриальный способ производства кирпичей на постоянно действующей обжиговой печи и по современной технологии стал обходиться намного дороже сезонного кустарного, обслуживаемого несколькими рабочими! Вскоре завод в деревне Усть-Славянка на правом берегу Невы стал убыточен. И архитекторы вышли из числа пайщиков товарищества… Впредь для спроектированных ими важных сооружений они отдавали предпочтение немецкому кирпичу высокого качества с разноцветной поливой.

    Семейное предприятие

    Пожалуй, наиболее известной династией владельцев кирпичных заводов в России является старинный род ижорских крестьян Захаровых. Дело с владения первым заводом, построенным ещё в 1790 году, начал Кузьма Захаров. А в 1813 году для будущего раздела наследства между двумя сыновьями основал ещё один, который отошел к младшему Дмитрию (клеймо «Д.З»). В 1884 году он провёл модернизацию своего завода, установив новейшие печи Гофмана и Цейса для круглосуточного обжига. И довёл свое производство до уровня успешно действовавших к тому времени на рынке заводов своего брата и племянника (клейма «МЗ», «В.З», и др.).

    От Дмитрия Захарова завод перешёл к его супруге Анне Ивановне с сыновьями Козьмой, Федором и Иваном, которая выпускала кирпич с клеймом «Захарова и Ся». Первые двое в 1897 году выделили свои доли из материнской фирмы и образовали отдельный завод в Усть-Ижоре, на кирпиче которого зафиксировали своё правопреемничество, указав на клейме «Зав.Сущ. с 1813г. К.иФ.Захаровы». К 1903 году их двоюродные братья Александр и Михаил также обзавелись отдельными производствами («К.З» М.В.Захаровъ» и др.). Так что на семи заводах Захаровых в начале XX века работало в общей сложности около 700 рабочих, вырабатывая в год более 25 миллионов кирпичей! Так род полуграмотных крестьян с берегов Ижоры вместе с бурным развитием промышленности России превратился в династию образованных, уважаемых, потомственных почётных граждан страны, на благо которой они трудились и совершали многочисленные пожертвования.

    Кирпич для царской семьи

    При въезде в Большую Ижору по прибрежному шоссе вдоль Финского залива со стороны Ораниенбаума по правую сторону от дороги можно заметить каменный столб. Это остатки въездных ворот в черепично-кирпичный завод Отто Мора, располагавшийся у старого русла речки Сапоя. Выходец из немецких колонистов, Мор дослужился в столице России до коллежского асессора и полностью обрусел. Принял православие и стал именоваться Николем Федоровичем Мориным. Он владел кирпичным заводом сперва единолично, а затем с 1899 года вместе со своим сыном Константином Николаевичем Мориным (Андриановым) и компаньоном Вильгельмом Мором.

    Из кирпича Отто Мора в 1885 году по приказу Александра II была построена Нижняя Дача в парке Александрия в Петергофе. Здесь родились две дочери Николая II и увидел свет долгожданный наследник престола Цесаревич Алексей. Именно эти кирпичи с клеймом «Петергофъ Моръ и Ко.» из дачи, взорванной в 1961 году, охраняли последние дни пристанище царствующей семьи – ведь в Царском Селе под арестом сидели уже просто «граждане Романовы»…

    Автором этой статьи предпринята попытка по возможности полно представить первый «Каталог кирпичных клейм», охватывающий Санкт-Петербургскую, Новгородскую и Псковскую губернии на основании всех имеющихся документальных материалов, а также находок, обнаруженных в пределах указанной территории. В связи с этим автор выражает благодарность всем, кто оказал помощь при составлении данного каталога и любезно предоставил всю имеющуюся информацию и фотографии клейм, отсутствующие в авторской коллекции. Большим подспорьем в этой работе, безусловно, служит современные средства коммуникации, а именно Интернет-ресурсы. Такой совместный труд не только выявил достаточно большое количество людей, живо интересующееся данной тематикой, но и позволил объединить бескорыстный вклад как специалистов, так и любителей-энтузиастов на стыке нескольких чрезвычайно важных и увлекательных дисциплин – истории (краеведения), архитектуры и археологии.

    Читайте так же:
    Сколько нужно кирпича для русской печки

    На сайте Владимира Смирнова вы можете изучить большую коллекцию старинных кирпичных клейм, рассказать о своих находках и узнать их историю.

    kraeved_16

    • Add to friends
    • RSS

    Краеведение Татарстана

    Начал собирать информацию по кирпичному производству, пока в рамках 4 и 5 частей Казани. Конкретно фотографирую кирпичные клейма с привязкой к конкретному зданию.
    И вот в пределах 4-й части помимо характерных клейм с курсивной монограммой ПП, обнаружил любопытные граффити конца 19 столетия в одном укромном месте с ограниченным доступом.

    Кто больше всех любит “пачкать” и метить стены и заборы? Понятно, зверушки и тупоголовые подростки. Фамилия Широковых в этих граффити встречается не единажды и несмотря на значительную потертость, вроде бы не с одинаковым инициалом.

    Подросток Б.Широков пометивший кирпичную стену упоминанием своего учебного заведения оказался неточен. Аббревиатуру КРУ можно расшифровать и как казанское реальное училище (а их былоть ажъ две штуки) и казанское речное училище. Несмотря на то, что бестолковый подросток, учившийся уже в 4 классе (т.е. ему было скорее всего ок.14 лет) дал столь размытые координаты, всё же склоняюсь к тому, что обучали его наполненную ветром головушку уму-да-разуму скорее всего в реальном, а не речном училище. Место тут такое. Здешние как-то не шибко засвечены в списках учеников речного училища. Не располагаю таковыми на 1898 годъ, однако-ж, если судить по спискам более поздним, каковые собрал (т.е. преимущественно 1914-го года, частью захватывая до 1909 г.), высока вероятность расшифровки КРУ для данного случая, как ученика-реалиста.

    Судя по косвенным данным автографы Широковых принадлежат детям генерал-майора Широкова Василия Павловича, который заведовал инженерной частью казанского военного округа (Окружное инженерное управление на Б.Лядской ул. в доме Костливцева). Кроме того, В.П.Широков был председателем местного отделения и совета Императорского Русского Технического Общества и членом правления местного отд. Российского Общества Красного Креста (находилось в здании Окружного штаба)

    Среди обнаруженных на том месте граффити, встречаются и более поздние, конца 1940-х гг и даже 1970-х.

    Сама кирпичная кладка содержит весьма распространённое в постройках 19 столетия, клеймо с монограммой ПП. Примечательно, что это клеймо встречается исключительно на тычках — торце кирпичей, в то время как иные казанские кирпичные клейма встречались и на ложечковых гранях кирпичей.

    Уже начиная с конца 19 столетия, в постройках 4-й и 5-й части города, начинает превалировать клеймо ПЖ (П.Т.Жуковского). Интересно, что кирпичный заводчик П.Т.Жуковский это то же лицо, что и казанский архитектор Павел Тимофеевич Жуковский. Причём, Александринскiй приютъ построен по проекту другого архитектора Казани, Хрщоновича, а в кладке здания приюта использован кирпич именно от г-на Жуковского! – Профессиональная поддержка? 🙂
    Клейма ПЖ на кирпичах здания Алексанринского приюта (Дом учёных)

    Клейма кирпичного производства Павла Тимофеевича Жуковского встречаются в здании учебного корпуса мединститута (угол Горького и Толстого), множестве ближайших зданий, попадались даже дома ассорти включающие как кирпичи с клеймом ПП, так и ПЖ (ул.Маяковского, 31). На более ранних своих фотографиях (кэнон А610) обнаружил клейма ПЖ в «пенале» Номеровъ Амуръ (Московская ул.)
    Архитектор города Казани Павел Тимофеевич Жуковский (р.1832-?) из обер-офицерских детей. Дворянин, чей род был занесён в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии. Окончил Строительное училище Главного Управления путей сообщения и публичных зданий. Городской архитектор с 1856 г, с 1858 старш. городск. архит. Статский советник, кавалер ордена Св.Станислава 2 степ., Св.Владимира 4 ст. За ним в Казани был каменный двухэтажный дом и в Царевококшайском уезде Казанск.губ. 478 десятин леса. За его женой в Чебоксарском уезде Казанск.губ. было 31 десятин земли.
    Кирпичный заводчик Павел Тимофеевич Жуковский, по данным Справочной книги «Вся Казань» 1899 г., проживал в то время в собственном доме на углу Булака и Евангелистовской улицы (207 квартал). Промышленном разделе этого издания указано, что у П.Т.Жуковского имелись кирпичные сараи при деревне Клыки Казанского уезда и при селе Воскресенском того же уезда. Более ранний справочник (1882 г) указывает, что у П.Т.Жуковского имелось два кирпичных завода в 4 части города. Самые большие объёмы производства кирпича была у его предприятий, так же, как там была самая высокая оплата рабочих занятых в кирпичном производстве по Казанской губернии.
    Подробно о кирпичных клеймах дореволюционной Казани смотрите на сайте.

    Читайте так же:
    Поризованный керамический кирпич теплопроводность

    При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна

    Кирпич-раритет и другие находки

    Естественно, стало интересно узнать, где был найден артефакт и местного ли он производства. Обратившись к архивным документам, удалось выяснить, что с 1900 года в Челябинске существовал кирпичный сарай (завод) Ивана Никифоровича Лиданова, купленный им у Аристарха Алексеевича Дрошина.

    Находился он на городской выгонной земле 2-й части, то есть в Заречье, в районе знаменитых кирсараев.

    В 1911 году, как свидетельствуют документы, Лиданову от наследников Павла Михайловича Кутырева отошел в собственность соседний кирпичный завод.

    Последнее упоминание об Иване Никифоровиче Лиданове датировано 1915 годом. Этот пост будет хорошим дополнением к уже написанному мной ранее краткому обзору челябинских кирпичей.

    Что касается найденного экземпляра, то надпись на клейме действительно можно прочесть как «ЗАВОДЪ ЛѢДАНОВА». Думается, написание фамилии владельца предприятия через «ѣ» (на кирпиче) и через «и» (в документах) на общую суть дела не влияет — подобные разночтения встречаются часто.

    Относительно места находки: кирпич был обнаружен в куче мусора у входа рядом с домом № 29 на ул. Красноармейской, ранее неоднократно обследованном нами. Судя по всему, в нем разобрали печку, поскольку на найденном образце видны явные следы огня и остатки глиняного раствора, который легко счищается.

    Вот так сейчас выглядит улица Красноармейская (фотографии Алексея Абызова, панорама склеена мной).

    Внутри дома, похоже, хорошо поработали кладоискатели: углы гранитного цоколя выворочены (искали закладные монеты?), полы вскрыты, сорваны дверные и оконные косяки, подоконники, большая часть печи разобрана, а в стене с дымоходом проломлена дыра — вероятно, ее простукивали и обнаружили пустоту. Было ли при этом что-то найдено — неизвестно.

    Поскольку часть печи сохранилась, появилось желание осмотреть ее лично на предмет возможной находки аналогичных кирпичей с клеймами. Выкроив пару часов, я этим и занялся. Как выяснилось на месте, сложена она из разноформатных кирпичей: рядом с явно дореволюционными (увеличенного формата) соседствуют современные. Это свидетельствует о том, что клали ее позже постройки дома. К сожалению, осмотр всех валяющихся в доме, на улице и чердаке экземпляров особых результатов не принес: под половыми досками нашлась только половина дореволюционного крупноформатного кирпича с клеймом в виде выдавленной буквы «К» и два осколка поливной глиняной крынки.

    Осмотр погреба дома тоже ничего не дал. Все хозяйственные постройки на участке, которые там были еще осенью, сейчас просто сгребли в кучу, расчистив территорию под строительство дорожной развязки. Пройдясь вдоль забора, огораживающего площадку, удалось насобирать несколько образцов. Это керамическая пробка неизвестного предназначения с клеймом «Щ. З. К.», аптекарский пузырек 1920—30-х годов, две баночки темно-зеленого стекла середины прошлого века от «Ленинградской горчицы», бутылка от уксусной эссенции, два флакона от одеколонов «Русский лес» и «Времена года» 1960-х годов. Они, естественно, ценности не представляют и при большом желании каждый из них можно купить в интернете максимум за две-три сотни рублей.

    Единственная интересная находка, которая, как позже выяснилось, пришлась очень кстати — это стеклянная пробка от дореволюционного брокаровского одеколона «Цветочный». Такой флакон у меня уже был, а вот пробка утеряна. Попавшийся экземпляр пришелся как раз по размеру. Вот как все это теперь выглядит в сборе.

    Конечно, в указанном районе необходимо проводить полноценные археологические исследования, но будут ли они — вопрос открытый. На строительстве развязки, несмотря на ограничения, работы ведутся весьма активно. Когда дома на Красноармейской разрушат окончательно, вполне возможно, еще обнаружатся какие-то интересные кирпичи с клеймами, пока скрытые от глаз. Главное — вовремя это заметить, ведь иногда исторические артефакты лежат буквально под ногами.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector