Remontoff23.ru

Про Ремонт
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Максим горький кирпичи русской истории

«Кирпич русской истории» для Максима Горького. Что это?

Да это справедливо для всей мировой истории, а не только для русской, если учесть, что такое анекдот в начальном этапе своего развития-). Это же просто случай с известной персоной и не обязательно смешной. С течением времени он стал символизировать гротеск или коротенький сюжет с юмористическим финишем, а в начале-то. была обычная история-). Так история и есть собрание эпизодов, связанных с известными людьми и теми событиями, где они участвовали. А массы, таковые как я, например, хоть и «творим» по капелькам эту самую историю, но в книжки не попадаем. Остаемся неизвестными участниками эпох, периодов и т.д.. Ответ анекдот, который есть кирпич, по мнению М.Горького, русской. истории

Любопытная оказывается цитата принадлежит самому пролетарскому писателю Советской России. Максим Горький, известный песней о Буревестнике, как-то высказался в том смысле, что кирпичом русской истории является АНЕКДОТ. Уж не знаю, что имел ввиду классик, но видимо то, что в России все что ни случается, так то либо глупость, либо анекдот.

Авторы викторин иногда могут так загнуть, что не знаешь с какой стороны искать ответы. В этот раз опустим процесс поиска и перейдем сразу к самому ответу. По мнению Максима Горького кирпичиками русской истории являются анекдоты.

Ответ на вопрос для кроссворда — АНЕКДОТ.

Советский писатель и историк Д.Балашов много времени проводил изучая архивные записи для того, чтобы молодому поколению рассказать о истории собирания русских земель князьями московскими. А изучая старые записи и будучи ещё и филологом-русистом донес он в своих исторических произведениях о том , что в Москве в 14-15 веках ещё не выговаривали греческое «Ф». Согласно документам им изученным москвичи данный звук заменяли на «п» , «хв» или вообще его не замечали в некоторых словах. Так греческое имя Филипп москвичи выговаривали как Пилип, на Афанасия- говорили Панас, а Фёдора называли Хведiр. В слове Фёкла вообще его не употребляли -Векла.

Исходя из этого следует, что в 14 столетии на Руси ещё никак не называли данную букву.

В вопросе указан отрывок из стихотворения Сергея Есенина ( 1895 — 1925 )» О матерь божия.. «, которое он написал в 1917 году. Вот как оно было написано:

Отсюда наглядно видно, что ответом на заданный вопрос является пропущенное слово — Бездорожье.

Любой человек, хоть раз в жизни побывавший в церкви на богослужении, а таких в нашей стране подавляющее большинство, наверняка обращал внимание на особый прибор, который раскачивал в своих руках батюшка, окуривая помещение и людей церковными благовониями. Это специальная курительница для ладана и других ароматических веществ, которые используются в церкви. Называется она КАДИЛО. Говорят, еще Моисей ввел в обращение этот простой прибор с горящими углями, и вроде как потребовал использовать кадило сам Господь Бог. Самое большое кадило в мире находится в Испании и весит 80 килограмм. Такое кадило раскачивается с помощью специальных блоков.

Этанол (этиловый спирт, винный спирт, алкоголь, метилкарбинол, спирт) — одноатомный спирт, имеющий формулу C2H5OH. Представляет собой летучую, горючую, бесцветную жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом.

Этанол применяется в пишевой промышленности, топливной промышленности, медицине, химической промышленности, кожевенной промышленности, радиоэлектронике, для изготовления парфюмерии.

Ответ: этанол.

Конечно, любой пейзаж или натюрморт вообще не подразумевает использование натурщиков, кроме может быть кувшина, ананаса и заходящего солнца над тихой рекой, но раз в вопросе использовано понятие натурщик, то можно предположить, что речь идет все-таки о таком жанре живописи, как портрет. Причем, насколько мне известно, художники гораздо чаще получают деньги от натурщиков за написание их портретов, чем тратятся сами. Разве что в самом начале карьеры, когда будущий именитый художник еще только набивает руку, оттачивая свое мастерство. Но и тогда, натурщики находятся бесплатные — друзья, соседи, родственники, даже сам автор. Ведь жанр АВТОПРОТРЕТ вообще не требует присутствия других натурщиков, кроме самого живописца.

Максим горький кирпичи русской истории

Слово «кирпич» заимствовано из тюркских языков. До кирпича на Руси использовалась «плинфа» — тонкая и широкая глиняная пластина размером около 40 х 40 см, толщиной от 2,5 до 4 см. Такую плинфу, например, применяли при строительстве Софийского собора в Киеве. Форма и размеры плинфы объясняются простотой формования, сушки и обжига «тонких» кирпичей. Изготавливалась она в специальных деревянных формах, сушилась 10-14 дней, а затем её обжигали в печи. Для кладки из плинфы характерны относительно толстые швы раствора и использование прослоек из природного камня после нескольких рядов плинфы. На многих плинфах ставили клейма, которые считаются клеймами изготовителя.

Плинфа в России использовалась вплоть до XV века. На смену ей пришел «Аристотелев кирпич», близкий по размерам к современному. Первой кирпичной постройкой в древней Руси была Десятинная церковь в Киеве, в Москве первые кирпичные дома были сооружены в 1450 году. А в 1475 г. был построен первый в России кирпичный завод. До этого производство кирпича было в основном развито при монастырях. В 1485-1495 гг. кирпич использовался при перестройке Московского Кремля. Ярким примером использования кирпичного строительства в России времён Иоанна III стало строительство стен и храмов Московского Кремля, которым заведовали итальянские мастера.

И кирпичную печь устроили за Андрониковым монастырём, в Калитникове, в чём ожигать кирпич и как делать, нашего Русскаго кирпича уже да продолговатее и твёрже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножем невозможно расколупить.»

В 1500 г. из кирпича был построен Кремль в Нижнем Новгороде, в 1520 г. — Кремль в Туле, а в 1524 г. — Новодевичий монастырь в Московской области.

Кирпич, как строительный материал, имеет свою историю, в ходе которой изменялся процесс его изготовления и, соответственно, менялись морфология (размеры, экстерьер) а также структура формовочной массы. Зная об этих изменениях можно построить хронологическую шкалу, которая позволит точнее датировать культурные слои и кладки, в которых обнаруживаются кирпичи. Главным признаком, позволяющим определить время изготовления кирпича, являются его размеры. Стандарт «государева кирпича», введенный Борисом Годуновым (7х3х2 вершка, то есть 31,2х13,4х8,9 см) должен был использоваться при изготовлении кирпичей для первого в Западной Сибири каменного здания – жилой палаты митрополита Корнилия в г. Тобольске, построенной в 1574 г.
В начале XVIII века Пётр I установил размеры, которые затем долго считались эталонными – 28х14х7 см. Кроме того, он обязал всех производителей кирпича клеймить свою продукцию, так как только этот способ позволял выявлять недобросовестных производителей. Тогда качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более трех штук, то вся партия браковалась.

Читайте так же:
Кирпич с опилками пропорции

Первым кирпичным домом в Петербурге стали палаты адмиралтейского советника Кикина, построенные в 1707 году. В 1710 году на петербуржской стороне на Троицкой площади был построен дом канцлера Г. П. Головнина. В 1711 году сооружен дворец царевны Натальи Алексеевны – сестры Петра I. Летний и зимний дворцы Петра I были построены 1712 году. Первым крупным кирпичным домом Петербурга стал Меньшиковский дворец (1710-1727 гг.). Несмотря на неоднократные перестройки, дворец сохранил свой первоначальный облик. В настоящее время — это музей, филиал Государственного Эрмитажа.

С 1714 по 1741 г. в Российской империи действовал запрет на каменное строительство (а соответственно и изготовление строительного кирпича) во всех городах, кроме Санкт-Петербурга. Император издал специальный указ о строительстве новых заводов близ столицы, приказав их владельцам увеличить объёмы производства.

…дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше.

Для работы на кирпичных заводах города стали собирать мастеров со всей России. Запрет на каменное строительство был введён специально для того, чтобы каменщики и прочий мастеровой люд, оставшись без работы, сами потянулись на строительство Петербурга. Каждый въезжающий в город был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезённый с собой. По одной из версий, Кирпичный переулок в Санкт-Петербурге назван так именно потому, что на том месте, где он расположен, принимался и складировался «кирпичный налог» за въезд в город.
В середине XVIII в. в стране производилось два вида кирпича: «городовой» пяти сортов (размером 27х13х6,7 см), шедший на строительство зданий, и «трубяной» (хотя до начала каменного строительства здесь производился малоформатный печной кирпич 22х9х4,5 см или 22х11х7 см), использовавшийся для кладки труб и печей. Применение последнего для строительства зданий не разрешалось.

В 1811 г. Инженерный департамент Военного министерства составил «Урочный реестр по части гражданской архитектуры», в котором указывалось, что кирпич должен иметь размеры 26,6х13,3х6,7 см. Этим параметрам должен был соответствовать свежеотформованный материал, который во время сушки и обжига менял свои размеры. В результате параметры обожженного кирпича даже на одном кирпичном заводе получались немного разными. Разница могла достигать 1-2 см. Таким образом, все предпринимавшиеся попытки стандартизации кирпича не могли обеспечить постоянства размеров обожжённого товара. С учетом этих соображений во втором издании «Урочных положений», которые вышли в свет в 1839 г, габариты кирпича устанавливались уже по размерам сухого сырца. В 1847 г. были опубликованы «Правила для единообразной прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться как в Санкт-Петербурге, так и в других местах России, на казённых и частных заводах». Этими правилами устанавливался размер готового (т.е. обожжённого) кирпича 26,7х13,3х6,7 см. В 1927 г. в СССР был принят новый стандарт изготовления кирпича: 25х12х6,5 см, а также, 25х12х8,8 см (т.н. полуторный).

Форма и размеры кирпича изменялись на протяжении веков, но всегда оставались такими, чтобы каменщику было удобно работать с ним, т. е. чтобы кирпич был соизмерим с размером и силой руки каменщика. Так, например, российский ГОСТ требует, чтобы вес кирпича не превышал 4,3 кг. Каждая грань кирпича имеет свое название: самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая — «ложок», а малая — «тычок». Кирпич остается наиболее популярным материалом для сооружения различных конструкций: от простых заборов до роскошных вилл и многоэтажных зданий. Разнообразие цветов и форм придает строениям неповторимый облик. Кирпич удобен в работе, прочен и долговечен. Сейчас в мире выпускается кирпич более 15 000 сочетаний форм, размеров, цветов и фактур поверхности. В настоящее время выпускается полнотелый, пустотелый кирпич, поризованные керамические камни, обладающие повышенными теплозащитными свойствами.

Начало личной коллекции кирпичей, которая составляет более 600 единиц, было, с одной стороны, случайным, а с другой стороны закономерным, так как я из семьи потомственных строителей и архитекторов и с самого детства интересовался строительством и строительным материалом. Первый кирпич, положивший начало коллекции, датский по происхождению, был найден в кладке при раскопках старого финского фундамента на дачном участке под городом Приозерском Ленинградской области. Необычное клеймо на кирпиче вызвало интерес, и послужило стимулом поиска про него информации. Постепенно на улицах Петербурга начали попадаться старинные кирпичи с клеймами, которые я забирал с собой. Это увлечение со временем переросло в осознанный поиск и сбор других экспонатов.

Кирпич в наше время – самый распространенный строительный материал. Его универсальность и практичность по достоинству оценена во всем мире. Его изобретение имеет для нас не менее важное значение, чем изобретение колеса, а история уходит в глубь времен. Безусловно, кирпич является одним из самых первых стройматериалов. Само слово «кирпич» персидского происхождения, а в русский язык оно попало через тюркские языки. Его история насчитывает уже несколько тысячелетий, но никто не может точно сказать, кем и когда был сделан первый экземпляр. Самые древние предметы из обожженной глины найдены на стоянке древнекаменного века (палеолита) в Словакии, возраст их составляет 25 тысяч лет. Первые упоминания о кирпиче как о строительном материале относятся к 5–4 тысячелетию до н.э. в архитектуре додинастического периода (Древний Египет). При раскопках в Джемдет-Насре обнаружены следы постройки конца IV – начала III тысячелетия до н. э. из тонких плоских кирпичей (так называемые «римхены»).

Читайте так же:
Баннер по продаже кирпича

В начале III тысячелетия до н.э. сделанный вручную односторонне выпуклый кирпич сменился кирпичами, изготовлявшимися в деревянных формах, вначале продолговатыми (20 х 30 х 10 см – старовавилонский кирпич).

Известно, что первыми людьми, которые строили дома из необожженного кирпича были шумеры (3000 лет до н.э.). Явный пример этому – стена шумерского города Ур, толщина которого доходила до 27 метров. Особенно важную роль играл кирпич в зодчестве Древнего Рима, где из кирпича (45×30×10 см) выкладывали сложные конструкции, в том числе арки, своды и т.п.

В домонгольской Руси (преимущественно «деревянной») кирпичные кладки были схожи с римскими, постольку поскольку «кирпичное зодчество» пришло на Русь из Византии являющейся преемницей Рима.

Ярким примером использования кирпичного строительства в Русском государстве времён Ивана III стало строительство стен и храмов Московского Кремля, которым заведовали, в том числе и итальянские мастера. В 1485-1495 годах русские и итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля из красного кирпича. Кирпичные стены ставились по линии старых белокаменных кирпичей, с небольшим отступлением наружу.

Кирпич стали выделывать иной, чем прежде, формы и большей прочности. Для этого в Калитниках, около Крестьянской заставы, был построен новый кирпичный завод. День и ночь пекли мастера-кирпичники крепкие жженые кирпичи для новых кремлевских стен, башен, соборов. Кирпича требовалось много. По 600 штук уходило на один стеновой зубец (мерлон), а зубцов таких больше тысячи. Да еще 20 башен, а сами стены растянулись на два с четвертью километра.


Для соборов шел кирпич поменьше, а башни и стены складывали из полупудового кирпича, который звался «двуручным» (30х14х17 см или 31х15х9 см.) весом до 8 кг каждый.

Впервые была применена механизация строительных работ: кирпич и камень поднимали наверх не вручную, а при помощи особой машины, которую русские плотники прозвали векшей (белкой). Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преград. Московский Кремль, выстроенный по последнему слову фортификации, прежде всего, был крепостью, защищавшей всех жителей города.

А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место «особой государственной святости» для всей России.

Недавно консалтинговая группа «Апхилл» провела оценку Московского Кремля. Стоимость Кремля как объекта недвижимости (с учётом социально-культурной ценности) по состоянию на ноябрь 2012 года составила 1,5 триллиона российских рублей (50 миллиардов долларов США).

Производство кирпича на территории Санкт-Петербурга началось стараниями Петра I с 1703 года. Однако на этот счет есть и другая версия. Согласно которой, шведы, задолго до русских, облюбовали заболоченные Невские берега как раз с целью наладить здесь кирпичное дело. И действительно, болота свидетельствуют о наличии глины, лес дает необходимые для печей дрова, а река – удобный путь для перевозки.

Известно, что после изгнания шведов Петр I продолжил создание кирпичных заводов, так как этого требовало строительство новой столицы, которую Петр задумал создать из кирпича и камня. Даже свой деревянный домик (домик Петра Первого) повелел раскрасить «под кирпич», имитировалась при этом многим в то время известная фламандская кладка.
В 1713 году Петр I издал специальный указ о строительстве новых заводов близ Санкт-Петербурга, приказав их владельцам «дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше». Для работы на кирпичных заводах города стали собирать мастеров со всей России. В том же указе под угрозой разорения и ссылки царь запретил строительство каменных зданий во всех других городах страны. Сделано это было специально для того, чтобы каменщики и прочий мастеровой люд, оставшись без работы, сами потянулись на строительство Петербурга.

Каждый въезжающий в Санкт-Петербург был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезенный с собой. По одной из версий, Кирпичный переулок в Петербурге назван так именно потому, что на том месте, где он расположен, принимался и складировался «кирпичный налог» за въезд в город.

Во времена царствования Петра I контроль за качеством кирпича был очень жестким. После переправки кирпичей по воде на судах (самый удобный способ) их перегружали на тележки. После прибытия в пункт назначения кирпичи сваливали с телеги, и если хотя бы три кирпича кололось, то вся партия считалась бракованной.

Как делали кирпичи (вес и размер)

До XIX века кирпичи формировали вручную. Этот процесс занимал много времени и сил. Сушили только летом на солнце и обжигали в напольных печах-времянках.

Но уже в середине XIX века были построены первые кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, позволившие совершить переворот в технике производства кирпича. Следом появились глинообрабатывающие машины-бегуны, вальцы, глиномялки. А в конце XIX века стали строить специальные сушилки. В наше время производство кирпича практически полностью механизировано.

Вес кирпича в среднем составляет около 4 — 4,5 килограмм. Но есть и «малютки» в 2,5 кг, а также шестикилограммовые гиганты. Так как манипуляции при постройках из кирпича происходят вручную, руками каменщиков, то наибольшее количество работы за единицу времени достигается только при условии соблюдения некоторого среднего веса каждого кирпича. Отсюда рождается наивыгоднейший, а потому и самый употребительный размер и вес кирпичей.

Форма и размеры кирпича изменялись на протяжении веков, но всегда оставались такими, чтобы каменщику было удобно работать с ним, т.е. чтобы кирпич был соизмерим с размером и силой руки каменщика.

Читайте так же:
Технологические процессы производства силикатного кирпича

Так, например, российский ГОСТ требует, чтобы вес кирпича не превышал 4,3 кг. Современный стандартный кирпич получил свои раз меры в 1927 году и остается таковым и поныне: 250 х 120 х 65 мм.

Каждая грань кирпича имеет свое название: самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая – «ложок», а малая – «тычок».

10. МАКСИМ ГОРЬКИЙ

10. МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Однажды ночью нашу большую партию «вридло» подняли, заставили собрать вещи и повели куда-то в сумрак.

Мы долго шли по грязной и скользкой дороге, по болотам и по лесу, пока не вышли на поляну. Стало уже светать. В серых зданиях, выступивших из полусумрака, я узнал кирпичный завод. Нас привели в новый дощатый барак и положили на полу. Топчаны для нас еще не были сделаны. От лошадиной службы мы были, так сказать, отпущены в запас до будущих снегов. А пока нам предстояла одна из тяжелых работ, то «плинфоделие египетское», о котором так выразительно повествует библейская книга «Исход»:

— Сделали жизнь их горькой от тяжелой работы над глиной и кирпичами, к которой понуждали их с жестокостью.

Я был все же рад исходу из мрачного Кремля, рад весенним солнечным лучам и полярной весне.

Весна на Соловках наступает внезапно. Весенний день здесь круглые сутки и рост растений в течение суток не приостанавливается. Оттого лиственные деревья и кустарники распускаются как по мановению волшебного жезла. Заросли карликовой березы на фоне желтых моховых подушек нежно зеленеют свежими, только что развернувшимися листьями. Впрочем, все это мы видим только по дороге из барака на завод. Нам не до вешних чудес природы. Вот наши сутки.

Утром в шесть часов подъем, в половине седьмого — поверка, в семь без четверти развод.

Мы выходим к низенькому одноэтажному зданию, где живет зав кирпичным заводом — инженер из заключенных. Строимся. Перед строй выходит зав командировкой — стрелок-охранник. На приветствие этого человека, могущего совершенно безнаказанно убить любого из нас, как собаку, отвечаем обычным «здра». Если имеются какие либо приказы или постановления ИСО о расстрелах, стрелок их перед нами вычитывает; затем скажет несколько наставительных в компартийном духе фраз — и уходит. Его место занимает старший десятник. Он выкликает фамилии по наряду, составленному накануне. Вызванные выступают вперед. Как скоро набирается группа — десятник объявляет, куда ей идти и что делать. Работа без часов — на целый день. Дни в ней тянутся, как тяжелый сон. Все время заранее распределено на непрерывную работу. На отдых дается так ничтожно мало, словно нарочно для того, чтобы мы не успевали придти в себя и оглядеться.

Я иду на механическую выделку кирпича. Большая машина, похожая на утермарковскую печь, гонит длинную глиняную ленту на аппарат для резки кирпича. Уссурийский казак режет кирпич особым прибором, а я, надев на руки деревянные «хватки», быстро убираю отрезанные кирпичи в вагонетки. Без перерыва идет движимая мотором машина; нагруженные вагонетки укатываются прочь, на их место подкатываются пустые. Здесь не только задуматься, а на секунду-другую зазеваться нельзя: пропустишь момент уборки кирпича. Я обязан снять девять тысяч кирпичей. Иногда это берет десять часов, иногда двенадцать и больше. День и ночь идет машина на двух сменах.

Особенно тяжело бывало на ночной смене. Всю ночь проработав около гудящей машины, поутру, когда большинство заключенных отправляется еще только на работу, тихонько, едва жив, бреду к торфяному озерку подле нашего барака. Я взял привычку купаться в его темноватых водах.

Тело в них принимает красноватый оттенок. Берега у таких озер обрывисты — сразу идет глубина. Проплыв немного, смываю грязь и опять как будто жив. Освеженный иду в барак.

Путь мне мимо ларька, запертого в эти ранние часы, а потому охраняемого. Сторож, крестьянин-баптист из Черноморья, — сидит, тихо напевает свои духовные песни. Завидев меня, вступает в беседу-проповедь: затеял обратить меня на «путь истины», ибо по внешним признакам я представляюсь ему подходящим для секты — не пью, не курю, не ругаюсь, не м мяса. В споры с ним я, конечно, не вступал, и мы дружелюбно расставались до следующей встречи следующим утром после ночной смены.

Из компаньонов моих по бараку, подполковник Гзель Константин Людвигович, работал на вагонетках. Он благополучно вышел из Секирного изолятора, проработал немного в качестве «вридло» и теперь перешел на кирпичный завод. Наши постели были рядом. Невдалеке помещались Иван Александрович Офросимов и рядом с ним кавалерист и ярый лошадник Осоргин. Иногда к ним приходил плотный, немного выше среднего роста, моряк с длинными рыжими усами и серыми глазами. Он обычно садился на топчан Офросимова и они говорили по-французски.

— Кто это, Иван Александрович?

— Моряк. Адмирал. Из Кремля.

— Что нового в Кремле?

— На Соловки ждут Максима Горького.

Горький… Певец «Буревестника», вот этот самый Горький, носитель «общественных идеалов» — едет сюда, в юдоль отчаяния! Мы радостно встретили это известие, радостно сообщали друг другу о своих воскресших надеждах на избавление. Певец «Буревестника», конечно, заклеймит палачей и скажет свое веское слово за нас, угнетаемых и истребляемых палачами. Горький не кто-нибудь, он босяк, его не проведешь на туфте, он все увидит, все обличит.

И вот — дождались.

Максим Горький появился у нас в самый разгар работы. Я в этот день занят был на относке кирпича. Приостановился у сушильных навесов. Вижу: у дома зава, где бывает утренний развод, группа военных (чекистов), среди них высокая фигура:

Группа подошла к дому и остановилась у «стенной газеты». Ее сфабриковал с нашей помощью, присланный из Кремля агент «культурно-воспитательной части» — «воспитатель». Соль этого номера стенной газеты заключалась в карикатуре юмористического отдела, иллюстрированного даровитым художником из заключенных. Рисунок изображал: бежит в больших попыхах «парашник» [11] а на него спокойно смотрит зритель «заключенный». Подпись:

Читайте так же:
Как перевести кирпич утолщенный

П а р а ш н и к. Горький приехал.

3 р и т е л ь. На сколько лет и по какой статье?

Горький почитал газету и шутливо похлопал по плечу стоявшего рядом с ним чекиста.

Группа направилась к нам. Во главе шел один из злейших палачей русского народа, Глеб Бокий, постоянный инспектор Соловецкого лагеря, член коллегии ГПУ, отправивший на тот свет бесконечное количество русских людей. Там же в группе были: начальник лагеря Ногтев, его помощник Мартинелли и еще несколько второстепенных чекистов. Группу замыкали молодой Максим Пешков (сын М. Горького) с женой. Оба они были в кожаных куртках и имели веселый вид. Очевидно, экскурсия их забавляла.

Я с волнением ждал прихода Горького. Вот он уже близко. Жадно всматриваюсь в это лицо, изборожденное глубокими морщинами, в эти глаза, поглядывающие из под насупленных бровей:

— Вот он, вот босяк, познавший собственным опытом все житейские невзгоды. Его не надуют. Нет, он увидит и поймет наши невыносимые страдания! Он скажет свое слово. И уж, конечно, к его слову прислушиваются все: оно ведь звучит на весь мир. Не может быть, чтобы он покрыл здешние злодеяния. Не может быть, чтобы его совесть промолчала при зрелище неслыханных преступлений, творимых чекистами. Неужели он закроет глаза и заткнет уши — не захочет видеть, не захочет слышать?

Горький поравнялся с нами и… прошел дальше немного развалистой походкой, покуривая и покашливая.

Даже ничего не спросил. Ни кто мы, ни каково работается. Посмотрел из под насупленных бровей и дальше.

Направился он по лесной дороге в Соловецкое пушное хозяйство. Здесь, в лесу на дороге его подстерег и перенял топограф Ризабелли. Он вышел из чащи неожиданно для чекистов и, уйдя с Горьким вперед, рассказал ему о многом, что творилось в лагере. Улучшив минуту Ризабелли опять юркнул в кусты. Воображал, что была, не была, но он сделал свое смелое дело: открыл Горькому глаза на Соловецкую правду и предостерег его от чекистской туфты.

Горький посетил на главном острове все места, где работали заключенные, побывал всюду за исключением рабочих рот, то есть, как раз дна лагерной жизни. Был показан Горькому даже Секирный изолятор. Здесь была загнута туфта по всем правилам чекистского непревзойденного искусства. Подлинные заключенные Секирного изолятора были заранее переведены за шесть километров на Амбарную (скит на островах на Амбарном озере). Вместо них сидело шестеро переодетых чекистов. Горький застал их благодушно читающими газеты. Не тюрьма, а читальня, не застенок, а клуб.

На электростанции начальник её, инженер из заключенных, не убоясь чекистов, обратился к Горькому в присутствии их со слезами, умоляя о защите. И еще шесть заключенных, один за другим, находили случай проникать к Горькому, чтобы осветить перед ним с возможной полнотою, творящиеся в Соловках чекистские преступления. Так что туфта туфтой, но Горький всю правду видел и был осведомлен обо всем.

Туфта же, конечно, усердствовала во всю. Ровно в двенадцать часов был дан с электростанции гудок: впервые со дня основания лагеря. За гудком последовал двухчасовой отдых: это уже совсем неслыханно и из ряда вон выходило. Несколько дней прожил Горький на Соловках в удобном хуторе Горки, и во все эти несколько дней мы имели двухчасовой обеденный отдых.

Ага — думаем, вот оно что. Новым ветром повеяло. Вот оно уже сказывается человеколюбивое влияние проницательного босяка, которого туфтою не проведешь, потому что он сам все испытал на своей собственной шкуре… Новых порядков надо ждать… Новые дни идут…

И они пришли, эти новые дни. Две недели спустя, мы прочли в «Известиях» хвалебную статью Максима Горького о политике ГПУ, с защитою смертной казни. Он объявлял естественным и законным «уничтожение классовых врагов»: меч пролетариата, то есть ГПУ, должен, дескать, прокладывать дорогу будущему.

А мы, как были, так и остались «удобрением для коммунистических посевов». И больше никаких льготных гудков, никаких двухчасовых отдыхов. Получили еще урок, еще одно подтверждение нашей обреченности.

И опять потянулись унылые дни без просвета, без надежды на избавление, без надежды когда-нибудь увидеть близких.

Только в снах я вижу милые глаза

Милых рук ищу прикосновенья…

Нет в тоске минутного забвенья

И мгновенья стали как года.

Нет надежды, тяжко от тоски.

Пред очами глушь, болота и леса

И труду и горю нет конца.

Соловки, кровавый остров Соловки!

Отскрипят тоскливо крики чаек

В Кремль опять вселится воронье.

В дни тоски лишь редкое письмо.

Тундру снегом ветер заметает.

Без конца, без края ночь немая.

Неизбывный тяжкий гнет тоски…

Соловки, кровавый остров Соловки.

Неужели есть и жизнь иная?

Только в снах я вижу милые глаза.

Милых рук ищу прикосновенья.

Тяжко горе, нет ему забвенья.

Вспомни, вспомни в этот час меня.

Читайте также

Трагическая гибель самолета «Максим Горький»

Трагическая гибель самолета «Максим Горький» «Максим Горький», самый большой в мире самолет, разбился. Он шел на посадку, когда его задел истребитель, летящий на скорости более четырехсот километров в час.Одни говорят, что задето было крыло, другие — центральный мотор, но

Горький о Мессине

Горький о Мессине Ужасно коротка наша память. Живем со связанными руками и ногами, и скромнейшие из наших начинаний сплошь и рядом кончаются неуспехом. Все «вьется да вертится» вокруг Недотыкомки, «истомила присядкою зыбкою». Оттого пустеет душа и пустеет память.Так

Ранний Горький

Ранний Горький В летнем здании деревянного театра в Струковом саду репетировался актерами-любителями лермонтовский «Маскарад». (Это было в 1896 или 97 году, в Самаре.)Не помню подробностей, кроме полутемной дощатой зрительной залы и пленительной июньской зелени сада,

Читайте так же:
Кирпич рядовой полнотелый м 150 эталон

Да здравствует Горький!

Да здравствует Горький! Кто такой был этот «босяк», который со страниц первой книжки молодого Максима Горького пошел горделиво и уверенно гулять по миру?«Босяк» — деклассированный человек — был началом единой темы Горького, темы, открывшей его славную долгую творческую

Горький – как он есть

Горький – как он есть Стара в нем только его похудевшая шея. А стоит он на своих высоких ногах и носит круглую шляпу с прямыми полями со своею особой элегантностью сильного мужчины.Он много рассказывает и все помнит: книги, которых прочел так много, как только может

Горький Горький

Горький Горький Будучи четырех лет от роду, Алексей Максимович Пешков заболел холерой, заразил ею отца, который за ним ходил, и тот скончался в расцвете лет. Впоследствии дела нашего Буревестника складывались более или менее по этому образцу: сомнительно, чтобы он считал

М. ГОРЬКИЙ

М. ГОРЬКИЙ В 1898 году в издательстве Дороватовского и Чарушникова появилась книга рассказов автора со странным именем — Максим Горький. Все было ново и сильно в этой книге: герои ее, вышибленные из жизни, но недвусмысленно ей угрожающие; изобразительные средства, полные

Горький о большевиках*

Горький о большевиках* Известный писатель Е. Н. Чириков выпустил в Софии замечательную брошюру под заглавием: «Смердяков русской революции — роль М. Горького в русской революции». Русским, которые следили за деятельностью Горького в большевистском стане, известна эта

ЧЕХОВ И ГОРЬКИЙ

ЧЕХОВ И ГОРЬКИЙ IЕсли бы теперь, когда для России наступает страшный суд истории, русская интеллигенция пожелала узнать, с чем она пойдет на этот суд, то могла бы сделать это лучше всего по произведениям Чехова и Горького.Как бы мы ни судили о сравнительной величине обоих

Горький

Горький Восемнадцатого июня в Горках, около Москвы, скончался великий русский писатель Максим Горький.За последние месяцы ушло три великих русских: физиолог Павлов, композитор Глазунов и теперь Горький. Всех троих знал весь мир. Кто же не слышал о рефлексах Павлова? Кто

Горький сегодня

Горький сегодня Мы проходим через девятую годовщину смерти Алексея Максимовича Горького. Это большой срок, достаточный, чтобы зажила любая рана. За такой срок много успевает поработать забвение. И всё же до сегодня с прежней отчётливостью, лишь как бы сквозь вечернюю

Максим Горький Участникам гражданской войны

Максим Горький Участникам гражданской войны [1]Товарищи!В Союзе Советов начата и с каждым годом всё более мощно, успешно растёт работа по строительству социализма. В железном шуме этой великой работы, в непрерывном, героическом напряжении трудовой энергии время течёт

* БЫЛОЕ * Максим Горький О русском крестьянстве

* БЫЛОЕ * Максим Горький О русском крестьянстве Революционные откровения пролетарского классика

ГОРЬКИЙ ДЫМ ОТЕЧЕСТВА

ГОРЬКИЙ ДЫМ ОТЕЧЕСТВА Савва Ямщиков 18 ноября 2002 0 47(4670) Date: 19-11-2002 Author: Савва Ямщиков ГОРЬКИЙ ДЫМ ОТЕЧЕСТВА Валентин Распутин в одном из последних писем ко мне посоветовал не жалеть о том, что четверть века зарубежные выезды напрочь были закрыты

Алесь и его команда «Москва-Минск»

С прошлой осени элитарный клуб заваливали письмами: «Когда на экранах увидим Алеся?», «Без Мухина неинтересно». После ухода одного из самых титулованных игроков — Ильи Новикова — команда Мухина решила взять перерыв.

К серии летних игр капитан Мухин все-таки вернулся, но уже с другими участниками. Негласно команду прозвали «Москва-Минск». Три игрока – из России, столько же – из Беларуси: журналист Михаил Малкин, менеджер Николай Крапиль, историк Станислав Мереминский в компании бизнес-аналитика Веры Рябкиной, маркетолога Дарьи Соловей и самого Мухина.

– Новый состав подбирал целенаправленно — ориентировался на две столицы. Сильный мужской костяк решил разбавить нашими минчанками – я всегда за женскую неординарную логику, — рассказал «СВ» Мухин.

Первый блин получился комом. То ли волнение сказалось, то ли просто пока не сработались. Мозговой штурм не задался с первого раунда. Во втором и третьем турах игроки вроде бы раскачались. Но ближе к концу один за другим выпадали сложнейшие «Блиц» и «Суперблиц». За всю команду отдувался Станислав Мереминский. Однако найти ответ на загадку про «глубокий колодец» (см. «Проверь себя» — Ред.) так и не смог. В итоге проиграли 6:4 в пользу телезрителей. Впрочем, капитан не унывает:

– Мы шли к победе, но просто не подфартило.

Друг за другом выпадали непростые вопросы. После «Суперблица» наступила психологическая яма: ребята начали нервничать. Уверен, мы еще возьмем реванш. Не в этом году, так в следующем.

– Читатели интересуются: что нужно, чтобы стать такими же эрудированными, как игроки элитарного клуба?

– Самое главное, интересоваться, по каким законам устроен мир и какой вклад в него внесли те или иные люди. Необязательно постоянно читать энциклопедии. Нужно изучать то, с чем сталкиваешься каждый день. К тому же, и в России, и в Беларуси много интеллектуальных кружков и секций.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Вопросы, на которые не смогли ответить знатоки:

1. В 1929 году в одном специализированном советском журнале была серия рисунков – ручка, аркан и коршун. Что авторы предлагали запомнить с их помощью?
Ответ: Рисунки использовались для запоминания азбуки Морзе.

2. Максим Горький назвал их кирпичами русской истории. А что с этими кирпичами делал Евгений Онегин?
Ответ: Дней минувших анекдоты,
От Ромула до наших дней,
Хранил он в памяти своей.

3. Франц Кафка писал: «Это должно быть топором для замерзшего моря внутри нас». О чем речь?
Ответ: Книга.

4. Арабская пословица: «Глубокий колодец, вывернутый наизнанку». Что это?
Ответ: Минарет.

5. Это изобретение появилось в начале 20 века после того, как французский химик Эдуард Бенедиктус случайно уронил колбу, в которой раньше хранился эфирно-спиртовой раствор нитроцеллюлозы. Какое изобретение появилось благодаря этой небрежности?
Ответ: Небьющееся стекло (триплекс).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector