Кирпич сырец 4 буквы
Кирпич сырец 4 буквы
Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и др. озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства — в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества. Практика озелененного строительства включает помимо создания озелененных участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий.
Саман, адоба (тюрк. букв. — солома) — необожженный кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов (костры, мякины). С 5-4 тыс. до н.э. широко распространен в безлесных районах. Ныне применяется главным образом в странах Азии для строительства малоэтажных построек.
Сандрик — декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.
Саркофаг (греч. sarkofagoV, букв. едящий мясо, плотоядный; первоначально — название породы известняка, который якобы уничтожал трупы) — небольшая гробница у народов древности; в более широком смысле — любой архитектурно и художественно оформленный гроб. В истории искусства особенно примечательны древнеегипетские (первоначально воспроизводившие формы жилища, а с 3 тыс. до н.э. — облик умершего), этрусские (с фигурой умершего на крышке), эллинистические, римские и раннесредневековые (с рельефами и архитектурным декором) саркофаги. Тип античного саркофага получил дальнейшее развитие в эпоху Возрождения и барокко.
Свод — пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах свода горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространенным является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т.п.); в поперечном сечении он представляет собой часть окружности эллипса, параболы и др. два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. Части цилиндрического свода — лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод. Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от свода конструкцией является купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) свод (свод на парусах). Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (своды стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.). древнейшими являются так называемые ложные своды, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают усилий распора. В 4-3 тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии появились цилиндрические своды, распространившиеся в архитектуре Древнего Рима, где также употреблялись сомкнутые своды и крестовые своды. В византийской архитектуре применялись цилиндрические, парусные, крестовые своды, в частности, в крестово-купольных храмах.. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые своды. В Западной и Северной Европе в средние века получили распространение крестовые своды, которые в архитектуре готики приобрели стрельчатый характер с основным конструктивным элементом — нервюрой. С древности своды выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича. Величина прочности камня на изгиб ограничивала примерно на 5 м ширину пролета в стоечно-балочной конструкции. Применение сводов (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры. Со 2 пол. 19 в. своды нередко создавались на основе металлических конструкций. В 20 в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции, которые применяются для покрытий большепролетных зданий и сооружений. С сер. 20 в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции.
Сень (старослав. сьнь — тень, шатер, навес, покров) — в архитектуре шатер, навес на столбах или колоннах, возводящийся над алтарем, колодцем, троном или завершающий башню. См. также балдахин, киворий.
Синагога (греч. h sunagwgh — собрание, место собрания) — в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При многообразии архитектурных типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, деление на три — пять нефов, у восточной стены «ковчег завета» и возвышение для чтения священных текстов перед ним.
Склеп (от польск. sklep — подвал, свод) — внутреннее, обычно заглубленное в землю помещение гробницы, предназначенное для захоронения умершего.
Скоция (от греч. skotia — темнота) — асимметричный архитектурный облом с вогнутым профилем из двух дуг разного радиуса.
Собор — главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает основные тенденции господствующего архитектурного стиля. В городе бывает несколько соборов.
Солея (среднегреч. solea, от лат. solium — престол) — небольшое возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в православном храме.
Софит (от итал. soffitto — потолок) — обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других деталей, часто декоративно обработанная.
Стереобат (греч. stereobath) — в античной архитектуре цоколь храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом.
Стилобат (греч. stylobath) — в античной архитектуре каменные плиты под колоннами (верхняя ступень стереобата); в более позднем словоупотреблении — трехступенчатый цоколь древнегреческого храма.
САМАН
Смотреть что такое САМАН в других словарях:
САМАН
(тат.) — в Закавказье мелко истертая солома, идущая на корм скоту. Получение С. зависит от способа молотьбы хлеба: по разбросанным на току колосьям пар. смотреть
САМАН
(тюрк., буквально — солома) адоба, необожжённый кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых матери. смотреть
САМАН
САМАН, -а, м. В южных областях кирпич-сырец с примесью навоза, соломыили ка-ких-н. волокнистых веществ. II прил. саманный, -ая, -ое. С. домик.
САМАН
саман м. 1) Кирпич-сырец, изготовляемый из глины с примесью навоза, соломы или каких-л. волокнистых материалов. 2) Солома, применяемая при изготовлении такого кирпича.
САМАН
САМАН
саман адоб, солома, сырец, адоба, банко, кирпич Словарь русских синонимов. саман сущ., кол-во синонимов: 7 • адоб (3) • адоба (3) • банко (3) • кирпич (29) • саманник (3) • солома (13) • сырец (4) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: адоб, адоба, банко, кирпич, солома, сырец. смотреть
САМАН
САМАН (тюрк., букв.- солома), адоба, необожжённый кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материало. смотреть
САМАН
Саман (тат.) — в Закавказье мелко истертая солома, идущая на корм скоту. Получение С. зависит от способа молотьбы хлеба: по разбросанным на току колосьям пара волов тащит молотильные доски, подбитые кремневыми камнями. От этого солома сперва мнется, а затем обращается в мелко истертый С., из которого посредством веяния отделяется зерно.
САМАН
САМАН(тат.). Мелко истертая солома, как корм для скота, и для примеси к кирпичам.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А. смотреть
САМАН
высушенный на воздухе кирпич, формуется дл. от 35 до 52 см, шир. от 18 до 26 см и толщиной от 8 до 18 см, С. приготовляется из жирной глины в смеси с р. смотреть
САМАН
адоба необожженный кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов (костры, мякины). С V-IV-го т. смотреть
САМАН
САМА́Н, у́, ч.Будівельний стіновий матеріал, що являє собою необпалену цеглу, вигот. з глини з домішкою солом’яної січки, полови, гною та ін. і висушен. смотреть
САМАН
Саман (тюрк., буквально — солома), адоба, необожжённый кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых. смотреть
САМАН
Высушенный на воздухе кирпич, приготовленный из смеси глины, песка и соломы.Источник: Словарь архитектурно-строительных терминовадоба, необожженный кир. смотреть
САМАН
-а, м. Необожженный кирпич из глины с примесью резаной соломы, костры, мякины и т. д. (употребляется для построек в безлесных районах Советского Союза. смотреть
САМАН
Саман (от тюрк.) – сорт кирпича, изготовляемого из глины с примесью навоза, а также соломы, конского волоса или других волокнистых веществ. Применя. смотреть
САМАН
1) Орфографическая запись слова: саман2) Ударение в слове: сам`ан3) Деление слова на слоги (перенос слова): саман4) Фонетическая транскрипция слова сам. смотреть
САМАН
солома; ак саман сев. время молотьбы, полной уборки хлебов; ак саманда карды тойбосо, деле карды тойбойт если (уж) во время молотьбы он не насытится, то никогда не насытится; саман-топон солома и мякина; дан эгиндеринин саман-топондору солома и мякина зерновых; саман өрттөнүптүр десе, Самарканды жоо чааптыр дейт погов. если скажут, что загорелась солома, он говорит, что враг разгромил Самарканд; он из мухи слона делает; саман түстүү 1) цвета соломы; 2) с жёлтым, испитым лицом; өңү саман цвет лица у него жёлтый; саман баш глупая голова. смотреть
САМАН
саман сама́н»солома, особенно яровая, измельченная при молотьбе, сечка», кавказск. (Даль). Из чагат., крым.-тат., тур. sаmаn «солома» (Радлов 4, 432 и . смотреть
САМАН
«солома, особенно яровая, измельченная при молотьбе, сечка», кавказск. (Даль). Из чагат., крым.-тат., тур. sаmаn «солома» (Радлов 4, 432 и сл.); см. Мi. ТЕl. 2, 151; Локоч 144. Возм., сюда же саман «вид кирпичей», воронежск. (ЖСт. 15, 1, 122), а не от сам, как это утверждается в указанном месте на том якобы основании, что крестьяне изготовляют такой кирпич сами. смотреть
САМАН
корень — САМАН; нулевое окончание;Основа слова: САМАНВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — САМАН; ⏰Слово Саман содержит с. смотреть
САМАН
песнопение, мелодия, свящ. текст или стих, предназначенный для пения, одна из трех разновидностей ведийской мантры (см. «САМАВЕДА»).В. Эрман Си. смотреть
САМАН
-у, ч. 1) Будівельний стіновий матеріал, що являє собою необпалену цеглу, вигот. з глини з домішкою солом’яної січки, полови, гною та ін. і висушену н. смотреть
САМАН
Саман — адоба, необожженный кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов (костры, мякины). С V-IV-го тысячелетия до н. э. широко распространен в безлесных районах. Ныне применяется главным образом в странах Азии для строительства малоэтажных построек.
САМАН
— крупный сырцовый кирпич из глины, смешанной с мелкой соломой и некоторым количеством навоза; огнеупорный и нетеплопроводный материал для стен жилых д. смотреть
САМАН
(тюрк., букв. — солома) — строит. материал, изготовляемый из глины и резаной соломы, костры или др. волокнистых материалов. Содержание добавок — 25 — 3. смотреть
САМАН
(от тюрк.) — высушенный на воздухе кирпич, приготовленный из смеси глины, песка и соломы. Применяется как строительный материал в безлесных местностях. смотреть
САМАН
м. строит. saman m, mattone m crudo con aggiunta di paglia
САМАН
adobe, adobe brick, cob* * *сама́н м. стр.straw brick* * *adobeСинонимы: адоб, адоба, банко, кирпич, солома, сырец
САМАН
сама́н, сама́ны, сама́на, сама́нов, сама́ну, сама́нам, сама́н, сама́ны, сама́ном, сама́нами, сама́не, сама́нах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: адоб, адоба, банко, кирпич, солома, сырец. смотреть
САМАН
-у, ч. 1》 Будівельний стіновий матеріал, що являє собою необпалену цеглу, вигот. з глини з домішкою солом’яної січки, полови, гною та ін. і висушену . смотреть
САМАН
САМАН (тюрк ., букв. — солома) (адоба), сырцовый кирпич из глины с добавлением резаной соломы, костры, мякины и др. Строительный материал, с древности распространенный в безлесных районах.
САМАН
саман; ч. (тюрк., солома) 1. Будівельний стіновий матеріал (невипалена цегла, виготовлена з суміші глини, соломи, піску). 2. Солом’яна січка. Інша назва — адоб. Див. також: аргал, кізяк. смотреть
САМАН
САМАН (тюрк. — букв. — солома) (адоба), сырцовый кирпич из глины с добавлением резаной соломы, костры, мякины и др. Строительный материал, с древности распространенный в безлесных районах.
. смотреть
САМАН
Rzeczownik саман m saman
САМАН
— (тюрк. — букв. — солома) (адоба), сырцовый кирпич из глины сдобавлением резаной соломы, костры, мякины и др. Строительный материал, сдревности распространенный в безлесных районах. смотреть
САМАН
крупный сырцовый кирпич из глины, смешанной с мелкой соломой и некоторым количеством навоза; огнеупорный и нетеплопроводный материал для стен жилых домов и хозяйственных построек. смотреть
САМАН
САМАН самана, м. (тюрк. saman) (спец.). Сорт кирпича, изготовляемого из глины с примесью навоза, а также соломы, конского волоса или других волокнистых веществ.
САМАН
САМА́Н (невипалені блоки глини, замішеної з соломою), ЛИМПА́Ч. А хіба хата з саману.. гірша? (М. Чабанівський).
САМАН
саман//саманный;- саман қалып саманная колодка;- саман құрылыстар саманные постройки;- үйді саманнан салу построить дом из самана;- саман соғу изготовление самана. смотреть
САМАН
сама́н (тюрк. – солома) 1. Будівельний стіновий матеріал (невипалена цегла, виготовлена з суміші глини, соломи, піску). 2. Солом’яна січка. Інша назва – адоб. смотреть
САМАН
саман, сам′ан, -а, м. В южных областях: кирпич-сырец с примесью навоза, соломы или каких-н. волокнистых веществ.прил.
ный, -ая, -ое. С. домик.
САМАН
солома — сырцовый кирпич из глины с добавлением резаной соломы, костры, мякины и др. Строительный материал с древности, распространенный в безлесных районах. смотреть
САМАН
САМАН, -а, м. В южных областях кирпич-сырец с примесью навоза, соломы или ка-ких-нибудь волокнистых веществ. || прилагательное саманный, -ая, -ое. С. домик. смотреть
САМАН
Ударение в слове: сам`анУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: сам`ан
САМАН
сама́нСинонимы: адоб, адоба, банко, кирпич, солома, сырец
САМАН
(тюрк.- солома), сырцовый кирпич с добавлением соломы.Синонимы: адоб, адоба, банко, кирпич, солома, сырец
САМАН
мkerpiçСинонимы: адоб, адоба, банко, кирпич, солома, сырец
САМАН
м.torchis mСинонимы: адоб, адоба, банко, кирпич, солома, сырец
САМАН
сам’ан, -аСинонимы: адоб, адоба, банко, кирпич, солома, сырец
САМАН
(2 м)Синонимы: адоб, адоба, банко, кирпич, солома, сырец
Кыштымский историко-революционный музей
- ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- ИСТОРИЯ
- РУКОВОДСТВО И АДМИНИСТРАЦИЯ
- СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ
- ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- НАУЧНАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
- ИЗДАТЕЛЬСКАЯ
- ВЫСТАВОЧНАЯ
- ИНКЛЮЗИВНЫЙ МУЗЕЙ
- ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ ВЫСТАВОК
- БИЛЕТЫ И ЦЕНЫ
- КАК ДОБРАТЬСЯ
- ДОСТУПНОСТЬ
- ЭКСКУРСИИ
- МУЗЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА
- ИСТОРИЯ КЫШТЫМСКОГО МУЗЕЯ
- КЫШТЫМСКИЙ НЕКРОПОЛЬ
- ОТКРЫТИЕ ЗАКРЫТОГО МУЗЕЯ
- БЕЛЫЙ ДОМ
- БАШНЯ ЮЖНОГО ФЛИГЕЛЯ
- ВОРОТА С ОГРАДОЙ
- САД И ПАРК
Загадка буквы «Ф»
На улице Металлургов в отвале у речного русла нам на глаза попался вот такой кирпич со следами известкового раствора
Кирпич с клеймом «Ф» с улицы Металлургов.
Скорее всего жители близлежащих домов поленились вывозить строительный мусор и отсыпали им берег. Но сам район нынешних улиц Володарского и Швейкина был заселён ещё с первой половины XIX века. С учётом этих факторов появилось предположение, что найденный кирпич из другой, не советской, эпохи. Но даже не это главное.
Как известно, у кирпича каждая грань имеет свое название. Две большие горизонтальные плоскости – постель, боковые короткие плоскости – тычок, а боковые длинные – ложок. И вот именно на ложке удалось разглядеть клеймо – букву «Ф» Что бы это значило? Кыштыму уже 263 года, но при этом нет информации о том, что в Кыштыме кто-нибудь находил кирпичи с клеймами Демидова, Расторгуева, или с любыми другими местными старинными печатями. При этом, например, известно, что археологи на месте недостроенного Азяш-Уфимского завода нашли обломок кованой лопаты со штемпелем «НД», который, возможно, «Никита Демидов». Продукция Кыштымских заводов клеймилась в обязательном порядке, согласно государственной политике.
Если верить таблице усреднённых величин размеров кирпича с середины XVII по начало XIX вв., то наш образец больше соответствует периоду второй половины XIX – начала XX века. Его высота – 75 мм, ширина – 130, длина – примерно 260 (один конец кирпича сколот). В указанный период, согласно таблице, размеры составляли по длине – 260-263 мм, по ширине – 126, по высоте – 68 (66) – 70 мм.
История кирпичного производства Кыштыма традиционно связывают с бывшим Кыштымским огнеупорным заводом. Но его продукция была специфичной и предназначалась для металлургических нужд. А кто и где выпускал строительный кирпич? В заводской ведомости 1762 года, составленной 4 ноября, указывается, что строится «церковь божия». Ныне церковь Сошествия Святого Духа на апостолов. Она «складена собственными господина Демидова крестьянами ис камня и кирпича о двух апартаментах». Далее в ведомости описывается строящийся господский дом, который также «складен собственными ж господина крестьянами из камня и кирпича». Понятно, что к этому времени крестьяне, которых Демидовы пригнали для строительства завода, уже наладили производство кирпича всех типов – и для домен, и для возведения церкви и господского дома, и для русских печей в своих избах. Если вы думаете, что для производства кирпича обязательно были нужны заводы, то вы ошибаетесь. В старину крестьяне, объединившись в артель, после сбора урожая, приступали к изготовлению кирпича прямо рядом с месторождением глины. Строился крытый и защищенный от ветра дощатый сарай и в нем делали и сушили кирпич-сырец. Для его изготовления применялся в основном ручной труд, начиная с замеса необходимой смеси и заканчивая непосредственно формованием кирпича. Процесс обжига обычно организовывался так. Из высушенного, сырого кирпича строили печь с дымоходами и поддувалами (очелками), потом обмазывали снаружи глиной и проступали к обжигу.
Печь для обжига кирпича. Иллюстрация из книги «Каменные постройки», 1885 г.
В «Донесении главного начальника горных заводов хребта Уральского за март-декабрь 1828 г. по надзору за заводами Расторгуева в связи с фактами, установленными ревизией Строганова» приводятся такие факты: «Для разных построений и починку кричных горнов и протчего употребления кирпича каждогодно 200000 для дела». Если верить приведенным данным, такой объём обрабатывали 10 человек.
В 2014 году во второе издание Кыштымского музея «Историческая азбука» вошли воспоминания Ивана Георгиевича Бахарева. Он рассказываент как в детстве, в 1951 году устроился на существовавший тогда кирпичный завод вблизи Голой сопки. Технология, которую он описывает, повторяет ту, которой пользовались крестьяне в XIX веке и даже раньше. То есть Демидовы, когда они начали строить кыштымские заводы и готовились выпускать железо, одновременно наладили и выпуск кирпича. Кирпичных фабрик, скорее всего, строились вблизи каждого крупного производственного объекта, чтобы обеспечивать строительные потребности. Даже в недалёком прошлом подобных заводиков в Кыштыме было несколько. Предшественник огнеупорного завода обеспечивал огнеупорами металлургов. И. Бахарев вспоминает кирпичный завод около озера Сугомак, а в 1948 году местная газета «Кыштымский рабочий» в заметке «Новый кирпичный завод» сообщает, что строится завод неподалеку от озера Амбаш и будет давать 300 тысяч кирпичей.
Экскурс в историю показывает, что кирпичное производство в Кыштыме было поставлено на широкую ногу. В определённом смысле Кыштымские заводы в XVIII – начале XIX находились на кирпичном самообеспечении. Но клеймилась ли эта продукция? Или же заводовладельцы не видели в этом смысл, поскольку кирпич шёл на внутренний рынок, то есть на заводские и обывательские нужды, и как таковой товарной продукцией не являлся.
Сейчас ведутся ремонтно-восстановительные работы на Свято-Троицкой церкви (освящена в 1850 году). Мы поинтересовались у старосты храма Александра Фадеева не попадались ли при разборах старинной кладки кирпичи с клеймами. Ответ был отрицательным. То есть не только буквы «Ф», но и никаких других клейм на кирпичах нет.
В России существуют музеи старинного кирпича. Один из них, например, в Санкт-Петербурге в Академии строительства и архитектуры. Ещё один – в Ростове-на-Дону, который создал Борис Васильевич Талпа, доцент кафедры физической географии, экологии и охраны природы института наук о Земле, кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией «Технологической минералогии и новых видов минерального сырья». В 2016 году был создан интерактивный музей и сайт «Кирпичная библиотека» (www.brick-library.ru). В этой библиотеке нам встретился любопытный образец кирпича с клеймом в виде буквы «Ф» на постеле. Начертание буквы очень похоже на клеймо на нашем кирпиче.
Экспонат с клеймом «Ф» из «Кирпичной библиотеки» Б. В. Талпа.
Борис Васильевич Талпа откликнулся на нашу просьбу и поделился своим мнением по поводу клейма с «Ф». По его словам, есть предположение, которое основывается на множестве фактов о дальней перевозке простых кирпичей. Дело в том, что с развитием железных дорог и поставкой продуктов (в данном случае металла и металлоизделий с Урала в южные города) перевозки осуществлялись в одну сторону, а обратно поезда шли порожняком. Поэтому могли перевести хоть что-нибудь. «Если учесть, что экспортный металл (в страны средиземноморья и причерноморья) уходил через Ростовский порт, то этот вариант очень вероятен», – предположил создатель музея. По его убеждению, если хлеб считают основой питания человечества, то кирпич – основа проживания человечества на планете Земля.
В результате коллекционной деятельности в музее Б. В. Талпа собрано более 1500 образцов кирпичей. Все образцы описаны и внесены в каталоги по странам производства и районам находок. Согласно «Кирпичной библиотеке» буквой «Ф» в XIX – начале XX века клеймили свою продукцию производители из Новочеркасска (Область Войска Донского). Среди предполагаемых заводчиков – Финков Спиридон и Власенков Евсей (хут. Поповский), в 1895 году он производил до 300 тысяч штук кирпича в год. Также клеймить «Ф» могли Фирсов Аверкий Андреевич (160 тысяч штук) и Фомин Алексей Гаврилович (320 тысяч штук).
Конечно, о происхождении клейма «Ф» и его смысловой нагрузке можно говорить только в качестве предположений. Зато ясно, что тема кирпичного производства в Кыштыме в XVIII-XIX веке остаётся малоизученной. Как знать, может быть, у кыштымцев есть свои версии о том, что может означать клеймо «Ф»? А возможно, кто-то хранит и кирпичные раритеты с клеймом времён Демидова и Расторгуева. Поделитесь информацией…
Словари
1. Кирпич-сырец, изготовляемый из глины с примесью навоза, соломы или каких-либо волокнистых материалов.
2. Солома, применяемая при изготовлении такого кирпича.
САМА́Н, самана, муж. (тюрк. saman) (спец.). Сорт кирпича, изготовляемого из глины с примесью навоза, а также соломы, конского волоса или других волокнистых веществ.
САМА́Н, -а, муж. В южных областях: кирпич-сырец с примесью навоза, соломы или каких-н. волокнистых веществ.
| прил. саманный, -ая, -ое. С. домик.
САМАН — муж., кавк. яровая измельченная в молотьбе солома, сечка. резка, взамен сена.
САМА́Н, -а, м
Строительный материал, представляющий собой необожженный кирпич из глины с примесью резаной соломы, костры (жесткой части стебля волокнистых растений), мякины (отходов при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков) и т. п., употребляется для построек в безлесных районах России.
Потом-то уже выяснилось, что домик был один, да и то крохотуля: мазанка из самана (А. Прист.).
САМА́Н -а; м. [тюрк. saman — солома]. Кирпич-сырец из глины с примесью навоза, соломы или каких-л. волокнистых материалов. Дом из самана.
◁ Сама́нный, -ая, -ое. С. дом. С-ая плита. С-ое строительство.
сама́н (тюрк., буквально — солома), адоба, сырцовый кирпич из глины с добавлением резаной соломы, костры, мякины и др. Строительный материал, с древности распространённый в безлесных районах.
САМАН — САМА́Н (тюрк., букв. — солома) (адоба), сырцовый кирпич из глины с добавлением резаной соломы, костры, мякины и др. Строительный материал, с древности распространенный в безлесных районах.
САМАН (тюрк. — букв. — солома) (адоба), сырцовый кирпич из глины с добавлением резаной соломы, костры, мякины и др. Строительный материал, с древности распространенный в безлесных районах.
Необожженный кирпич из глины с примесью резаной соломы, костры, мякины и т. д. (употребляется для построек в безлесных районах Советского Союза).
Солома, идущая на изготовление такого кирпича.
За селом десятка полтора женщин месит ногами глину; длинный, костлявый старик рубит саман. Строится деревня. М. Горький, По Союзу Советов.
(от тюрк.) — высушенный на воздухе кирпич, приготовленный из смеси глины, песка и соломы. Применяется как строительный материал в безлесных местностях.
сама́н, сама́ны, сама́на, сама́нов, сама́ну, сама́нам, сама́ном, сама́нами, сама́не, сама́нах
сущ., кол-во синонимов: 7
адоб, солома, сырец, адоба, банко, кирпич
«солома, особенно яровая, измельченная при молотьбе, сечка», кавказск. (Даль). Из чагат., крым.-тат., тур. sаmаn «солома» (Радлов 4, 432 и сл.); см. Мi. ТЕl. 2, 151; Локоч 144. Возм., сюда же сама́н «вид кирпичей», воронежск. (ЖСт. 15, 1, 122), а не от сам, как это утверждается в указанном месте на том якобы основании, что крестьяне изготовляют такой кирпич сами.
САМАН (тат.). Мелко истертая солома, как корм для скота, и для примеси к кирпичам.
— Кирпич из соломы, глины.
— Скажите по-тюркски «солома».
Сиамское божество, то же, что Будда, девятое воплощение Вишну.
— Марка иранского автомобиля.
сущ., кол-во синонимов: 1
САМАНЕЯНЕ — 1) Брамины, живущие в безмолвии уединении. 2) Поклонники Далай-Ламы.
Самани́дов госуда́рство (875-999), государство в Средней Азии со столицей в г. Бухара, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в первой половины X в. значительную часть территории Средней Азии. Период экономического и культурного подъёма до конца X в.
САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО — САМАНИ́ДОВ ГОСУДА́РСТВО (875-999), государство в Ср. Азии со столицей в Бухаре, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в 1-й пол. 10 в. значительную часть территорий Ср. Азии. Период экономического и культурного подъема до кон. 10 в.
САМАНИДОВ государство (875-999) — государство в Ср. Азии со столицей в Бухаре, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в 1-й пол. 10 в. значительную часть территорий Ср. Азии. Период экономического и культурного подъема до кон. 10 в.
Самани́ды — династия правителей Мавераннахра (Средняя Азия) в 819-999. Основатель династии — Саман-худат.
САМАНИДЫ — САМАНИ́ДЫ, династия правителей Мавераннахра (Ср. Азия) в 819-999. Основатель династии — Саман-худат.
САМАНИДЫ — династия правителей Мавераннахра (Ср. Азия) в 819-999. Основатель династии — Саман-худат.
САМАНИДЫ — династия, правившая в Восточной Персии, в 872 пришла на смену династии Тахиридов в Закаспии. Саманиды свергли недолго находившуюся у власти в Персии династию Сафаридов и стали правителями обширного государства, простиравшегося от Индии до Месопотамии, будучи лишь номинальными вассалами багдадского халифа. При Саманидах начался расцвет персидской поэзии, а Бухара стала культурным центром ислама. Держава Саманидов была уничтожена тюрками-караханидами в 999, а последний Саманид, Абу Ибрахим Исмаил, знаменитый воин и поэт, был убит в 1005.